Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16:25, 28 января 2020
 Иван Дерюга 256

Ленинград был фронтом, фронт был Ленинградом. Моряки внесли большой вклад в разгром врага

Ленинград был фронтом, фронт был Ленинградом. Моряки внесли большой вклад в разгром врагаФото: aurora.org.ru
  • Иван Дерюга
  • Статья

Блокада города, по разным оценкам, унесла от 600 до 1,5 млн жизней.

Блокада Ленинграда — одна из самых страшных и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Ужасное испытание для жителей города на Неве длилось почти 900 дней (с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 год).

Ленинград находился в окружении фашистских захватчиков, и у жителей не было никакой возможности вырваться из этого ада. Блокада города, по разным оценкам, унесла жизни от 600 до 1,5 млн жителей. Умирали не только от голода и холода, но и погибали от нескончаемых бомбёжек и обстрелов.

С начала войны и до конца 1945 года, несмотря на величайшие трудности, они изготовили 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок, свыше 3 тыс. полковых и противотанковых пушек, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн снарядов и мин, достроено 84 корабля разных классов и переоборудовано 186. Всё это производилось руками людей, работавших под артиллерийским огнём и бомбовыми ударами.

Беспримерными были муки и жертвы гражданского населения. Беспримерным можно назвать мужество его защитников. В 1941–1942 годах Балтийский флот отправил на сухопутный фронт 11 бригад морской пехоты, два полка, 38 батальонов и несколько отрядов, не считая небольших подразделений добровольцев, общей численностью 110 тыс. человек

Весомый вклад вносили в разгром врага военные моряки, артиллерия кораблей: линкоров «Октябрьская революция» и «Петропавловск»; крейсеров «Максим Горький» и «Киров»; эскадренных миноносцев «Страшный» и «Сильный»; лидера «Ленинград» и других боевых кораблей. А также артиллерия ряда фортов Кронштадта, «Красная горка» и «Серая лошадь», где находились мощная стационарная береговая и железнодорожная артиллерия, которая уничтожала огневые точки противника, громила его на ближних и дальних подступах.

Чудеса героизма проявляли транспортники Ладожской военной флотилии, обеспечивающие потребности блокированного города. С восточного берега на западный по «Дороге жизни» в основном доставлялись взрывчатка, боеприпасы и продовольствие. Обратными рейсами перевозились на Большую Землю обессиленные от голода дети, старики, раненые. Людские перевозки составляли 10 тыс. человек в сутки.

История навсегда сохранит память о героических делах военных моряков, речников, строителей ледовой дороги на Ладоге. В тяжёлую пору блокады они стояли плечом к плечу с воинами фронта, борясь за жизнь трудящихся великого города.

Авиация флота выполняла основные задачи, связанные с поддержкой войск на поле боя, кроме того, она прикрывала места стоянки кораблей, аэродромы, участвовала в противовоздушной обороне города, вела разведку на морском театре, ставила минные постановки, отражала воздушные атаки врага, прикрывала Ленинград и Кронштадт от бомбардировок врага. Благодарность всех защитников Ленинграда заслужила авиация Балтийского флота – особенно лётчики авиации дважды Герои Советского Союза Николай Челноков, Алексей Мазуренко, Нельсон Степанян, Василий Раков и другие; лётчики торпедоносцев и бомбардировщиков Герои Советского Союза Иван Борзов, Александр Разгонин, Алексей Пятков и другие.

Флот под командованием адмирала Владимира Трибуц в первую очередь отвечал за надёжную и прочную оборону города с моря. Особое место в летописи Краснознамённой Балтики занимают активные боевые действия флота в 1942 году на коммуникациях противника в открытых районах Балтийского моря и в Финском заливе. Нужно было в глубоком тылу противника, каким являлось Балтийское море по отношению к фронту под Ленинградом, наносить удары по его морским сообщениям, уничтожая транспорт с войсками, техникой и грузами, показать, что флот существует и боеспособен.

Штурмовая авиация флота проводила бои с вражескими катерами и противолодочными кораблями. Часто для прикрытия переходов подводных лодок привлекались береговые батареи флота. Каждый выход лодки в море, её боевые действия и возвращение на базу были по‑настоящему героическими подвигами. Боевые действия, особенно в водах противника в районах, которые он контролировал, приобретали большое значение. В напряжённый период войны, когда враг ещё развивал своё наступление в глубину нашей территории, на Балтике, в труднейших условиях, подводники наносили ряд чувствительных ударов по флоту фашистской Германии.

Среди отличившихся командиры подводных лодок Герои Советского Союза, капитаны третьего ранга: Сергей Лисин, капитан Евгений Осипов, капитан Самуил Богорад, капитан Иван Травкин и другие.

В историю флота вписано немало замечательных страниц, воспевающих героизм и бесстрашие матросов и офицеров. Одной из них является бой двух наших катеров с 13-ю вражескими кораблями. На два деревянных «морских охотника» МО-207 и МО-303 с четырьмя крупнокалиберными 12,7-мм пулемётами, четырьмя 45-мм полуавтоматическими пушками была возложена задача, во что бы то ни стало обеспечить безопасность плавания кораблей по фарватеру, связывающему Кронштадт с островами Сескар и Левансари.

Первым обнаружил пять вражеских катеров сигнальщик, старший краснофлотец Борис Корольков. Положение было не из лёгких – численное и огневое превосходство противника, отсутствие возможности отхода катеров на юг, к фарватеру, где вскоре должен был появиться наш конвой. К тому же быстро ухудшалась видимость. Всё это требовало не оборонительных, а внезапных наступательных действий. Командиры катеров Валентин Титяков и Николай Каплунов приняли решение атаковать врага. Катера пошли на сближение с противником. Скоро стало видно, что фашистских катеров не пять, а тринадцать. Разве могли сравниться наши «мошки» по вооружению с вражескими, на борту которых находились скорострельные пулемёты, автоматические пушки, глубинные бомбы и торпеды. Не отвечая на запросы главного корабля противника, МО-207 и МО-303 стремительно приближались к врагу, стреляя в упор, сломали его строй, нарушили единство действий. Немцы в панике наблюдали за тем, как два советских катера, озаряемые вспышками орудийных выстрелов, будто летели над водой, а пулемётчики и комендоры били по ближайшим целям прямой наводкой. Они потопили два и сильно повредили один корабль противника. Неравный поединок длился целый час. Победа в бою досталась нелегко: у катеров в рубках и бортах сияли пробоины, были повреждены надстройки…

В прорыве обороны противника под Ленинградом Балтийскому флоту отводилась важная роль. Корабли Балтийского флота в крайне сжатые сроки в трудных условиях перебросили на Приморский плацдарм более 52 тыс. человек, 2400 автомашин, около 6 тыс. орудий, более 200 танков, до 30 тыс. тонн различных грузов. В результате была создана сильная группировка войск, разбившая врага.

Не могу не упомянуть и легендарный крейсер «Аврора». Вероятно, многие считают, что он после памятного выстрела в октябре 1917 года так и остался стоять в акватории Невы. Поверьте, это не так. После революции «Аврора» стала учебной базой. Летом крейсер выводили в Кронштадт для практики молодых курсантов, на зиму отправляли в Ленинград на стоянку у набережной Лейтенанта Шмидта, а с 1940 года – в военную гавань Ораниенбаума в качестве плавбазы подводников.

 Во время Великой Отечественной войны легендарный крейсер «Аврора» находился в Ораниенбауме. В сентябре 1941 года он сильно пострадал в результате немецкого обстрела и сел на мель. С корабля сняли девять орудий «стотридцаток» и вместе с частью экипажа переправили на Дудергофские высоты для защиты Ленинграда с суши. Из этих орудий сформировали батарею «А» (Аврора), которая вела ожесточенные бои на подступах к городу. Оставшимися орудиями и пулемётами экипаж крейсера защищал город со стороны Ораниенбаума. В конце сентября немцы с боем заняли Дудергофские высоты, а шестерых тяжелораненых, но непокорённых моряков привязали проволокой к орудию, облили бензином и сожгли заживо…

В моей морской коллекции особое место занимает очень дорогой мне экспонат – заклёпка с легендарного крейсера «Аврора», которая напоминает о силе и мощи военного флота России, о доблести, чести, отваге и бесстрашии русских моряков. 

С тех знаменательных дней прошло 75 лет. Срок немалый. Роль Военно-Морского флота России в современных условиях подчеркнул Главнокомандующий Вооружённых сил России, президент Владимир Путин, присутствуя на учениях Черноморского флота 9 января 2020 года. В своём выступлении он сказал:

«Военно-Морской флот всегда был и остаётся важнейшей, если не ключевой составляющей обеспечения национальной обороны и безопасности. И в XXI веке мы должны сохранить и укрепить статус нашей страны как одной из ведущих морских держав… Мы и дальше будем добиваться того, чтобы флот был современным, оснащённым по последнему слову техники…»

 Всё это говорит о возрастающей роли Военно-Морского флота России в наши дни. Но мы в неоплатном долгу перед теми, кто ценой своей жизни добывал для нас возможность жить в свободной независимой стране. Быть наследником Великой Победы великого народа – не только высокая честь, но и большая ответственность. Это обязывает каждого из нас стремиться к новым делам и новым победным высотам.

капитан второго ранга запаса 

Иван Дерюга

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×