Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13:00, 22 июня 2019
 Владимир Пряников 171

Последний поход в бессмертие. Подводники Северного флота стали героями войны

Последний поход в бессмертие. Подводники Северного флота стали героями войныПамятник героям-подводникам Северного флота, открытый 22 июня 1944 годаФото: memory-map.prosv.ru
  • Владимир Пряников
  • Статья

Об их подвиге напомнил председатель совета ветеранов Морозовского поселения Владимир Пряников.

Вот уже более семи десятилетий отделяют нас от тех страшных дней, когда было объявлено о нападении на нашу страну. Каждый из нас преклоняется перед погибшими, живыми или ушедшими героями борьбы с фашистской ордой. Наш святой долг свято чтить и беречь память о своих близких и миллионах, отдавших свои жизни, здоровье в той страшной кровавой войне. Особенно о тех, кто не вернулся с поля боя.

Мне хотелось бы на основании собранных материалов довести до читателей героическую эпопею моряков-подводников Краснознамённого Северного флота в Великой Отечественной войне, отдавших свои жизни на северных рубежах нашего Отечества.

Российский и советский флот имеют славную и богатую историю, которая стала национальным достоянием нашей страны – великой морской державы. Военные моряки в разные годы мужественно сражались со шведами, турками, французами, японцами, немцами, проявляя при этом массовый героизм. На правом фланге страны славную историю ВМФ вписал и Краснознамённый Северный флот.

В связи с угрозой империалистической войны правительством СССР было принято решение о создании на Крайнем Севере Военно-Морского флота. 22 июля 1933 года на судне «Буревестник» Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров лично осмотрели места под строительство баз и оборонных сооружений. Временной базой флотилии стал город Мурманск.

Из разных уголков советской страны далёкие пути приводили моряков к самым северным рубежам великого фронта великой войны. Воевать здесь были удостоены и представители Белгородской земли. Они неоднократно участвовали в смелых прорывах через минные поля, осуществляли ночные торпедные атаки, дерзкие прорывы на базы противника, где уничтожали стоящие на рейде корабли. Их имена и героические подвиги малоизвестны белгородцам. О них я и хочу поведать читателям.

Это те подводники, которые, идя в последний поход, шагнули в бессмертие ради независимости нашей Родины, ради жизни на земле.

«М-106» – подводная лодка была заложена 30 октября 1940 года, спущена на воду 10 апреля 1941 года. В начале войны доводка корабля была приостановлена. Но молодёжь Урала собрала деньги на постройку двух подлодок. 2 декабря 1942 года «М- 106» покинула Молотовск, ныне Северодвинск, и достигла Кольского залива. По прибытии она была включена в учебный дивизион. 13 мая 1943 года вышла в первый боевой поход. Воевала недолго, совершила три боевых похода без торпедных атак. Вероятно, погибла 5 июля к северу от Варде при атаке немецких противолодочных кораблей.

Преемницей «М-106» стала первая атомная подлодка «К-3», которая летом 1962 года достигла в подлёдном походе Северного полюса. Вместе с экипажем «М-106» погибли командир лодки Павел Семёнович Самарин и Иван Степанович Амельченко, командир отделения акустиков, уроженец села Приметное, Прохоровского района. Извещение о гибели было направлено его отцу Степану Васильевичу Амельченко.

Подводная лодка «М-108» была заложена 30 октября 1940 года, спущена на воду 16 апреля 1942 года. В июле 1943 года вступила в строй Северного флота. 21 февраля 1944 года лодка ушла на позицию в район Конгс-Фьорд для участия в совместной операции разнородных сил флота. Вскоре связь с ней оборвалась. 7 марта 1944 года лодка стала считаться погибшей.

«М-108» совершила три боевых похода, провела одну торпедную атаку. Среди погибших: лейтенант, помощник командира Владимир Акимович Литовченко, уроженец села Волчья Александровка, Волоконовского района; Василий Тихонович Демьяненко – командир отделения акустиков, 1923 года рождения, уроженец села Теплинка, Алексеевского района. Участвовал в трёх боевых походах. Корешок извещения о гибели выслан в марте 1944 года брату Тарасу Тихоновичу Демьянеко.

Подводная лодка «Щ-402» – Гвардейская, Краснознаменная подлодка 10-й серии, заложена 4 декабря 1934 года. Вступила в строй 23 сентября 1936 года. В начале лета 1937 года по Беломорско-Балтийскому каналу переведена в Полярный и 30 июля вошла в состав флота. В феврале 1938 года «Щ-402» участвовала в операции по снятию четверки Папанинцев с дрейфующей станции «Северный полюс». В апреле 1939 года вместе с «Щ-403» обеспечивала полёт экипажа Владимира Константиновича Коккинаки на самолёте «Москва». В ноябре-декабре 1939 года участвовала в советско-финской войне на Баренцевом море. Свой первый боевой поход совершила в июле 1941 года под командованием старшего лейтенанта Николая Гурьевича Столбова.

«Щ-402» первой из подлодок открыла боевой счёт. В феврале-марте 1942 года, находясь в боевом походе, после торпедных атак сама подверглась нападению глубинными бомбами. Во время атак были повреждены топливные цистерны, но на помощь пришла «К-21». Лодка вернулась на базу. 3 апреля 1942 года лодка стала Краснознамённой. В ночь с 13 на 14 августа 1942 года во время зарядки на «К-402» взорвались аккумуляторные батареи. Лодка получила серьёзные повреждения. Во втором и третьем отсеках погибло 19 членов экипажа. Усилиями оставшихся в живых подводников искалеченную лодку удалось привезти на базу. В очередном походе лодка трижды уходила от сторожевых кораблей противника. За это время на неё было сброшено 197 глубинных бомб.

21 июля 1943 года Краснознамённой «Щ-402» было присвоено звание «Гвардейской». Еще больше года воевала «Щука», и лишь нелепый случай 21 сентября 1944 года оборвал жизнь гвардейского экипажа. В 6:42, в пяти с половиной милях севернее Норвежского порта Гамвик, советским самолётом «Бостон» она была торпедирована и потоплена. «Щ-402» стала последней потерей Краснознамённой бригады подводных лодок Северного флота. Лодка совершила 16 боевых походов, произвела 14 торпедных атак, одержала девять побед. Среди погибших наш земляк Николай Фёдорович Добродомов – гвардии мичман, старшина группы рулевых, уроженец села Ракитное. Извещение о гибели было выслано его жене 10 октября 1944 года. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Красного Знамени.

Краснознамённая подводная лодка «Щ-403» заложена 25 декабря 1934 года, спущена на воду 31 декабря 1935 года, вступила в строй 26 сентября 1936 года под наименованием «Щ-315» и вошла в состав КБФ. Совершив переход по Беломорско-Балтийскому каналу в город Полярный, вошла в состав Северного флота как «Щ-403». В апреле 1939 года экипаж лодки привлекался к операции по обеспечению радиосвязью беспосадочного перелёта самолёта «Москва» советского летчика Владимира Коккинаки через северную Атлантику в США. Накануне войны лодкой командовал Семён Иванович Коваленко. Он со своим экипажем до глубокой осени патрулировал в западном районе Йоконьги, неся дозорную службу. Совершил три боевых похода. В одном из походов во время зарядки аккумуляторов лодка была протаранена немецким заградителем, но выжила.

С 28 марта 1942 года «Щ-403» стал командовать капитан-лейтенант Константин Матвеевич Шуйский. До конца года лодка совершила шесть боевых походов, участвовала во фланговом охранении конвоев, форсировала минные заграждения, прорывала охранительные завесы вражеских конвоев, воевала с подлодками противника. Неоднократно подвергалась атакам глубинных бомб. В одном из походов на неё было сброшено 110 бомб. За проявленный героизм и мастерство Константин Шуйский первым на флоте был награжден Орденом Александра Невского. Ордена и медали получили многие члены экипажа. 24 июля 1943 года лодка стала Краснознамённой. В начале октября 1943 года ушла в очередной поход и не вернулась.

Официально экипажу засчитано шесть потопленных кораблей. Среди погибших членов экипажа: Григорий Николаевич Ширяев, старшина группы электриков, уроженец села Лахтинка, Яковлевского района. Ннагражден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени. Больше о нём мне узнать не представилось возможным.

Боевые походы подлодок, как и участие в боевых действиях других родов войск, всегда нацелены на разгром противника. Из боевых историй подлодок мы узнаем, что наши герои осуществляли не одну такую атаку. Каждый подводник ждёт её ежедневно, ежечасно, ежесекундно. И она, как гром, звучит в отсеках: «Боевая тревога, торпедная атака!». Весь экипаж, да и сам корабль, становятся как сжатая пружина, как монолит. Затем ожидание взрыва торпеды. Цель поражена! Победа! После экипаж лодки начинает игру со смертью. Взрывы глубинных бомб. Слева по борту, справа, за кормой, прямо по курсу, вдалеке, близко, совсем рядом. Страшный гидравлический удар, оцепенение от глубинного холода, затем вечная темнота – таковы ужасы войны…

Благодаря сотрудникам музея Северного флота города Мурманск, сотрудникам Центрального Военного Морского архива, работникам Мурманской Областной научной библиотеки, писателю-поэту мурманчанину Владимиру Сорокожердеву, его книге «Не вернулись из боя», книгам Киселева и Тулина «О Мурманске», книге «Североморск», собственным материалам мне удалось собрать теперь уже исторические материалы о наших земляках-подводниках Краснознаменного Северного флота, отдавших свои жизни в годы Великой Отечественной войны.

Список длинный и скорбный. Мне, не воевавшему, но прошедшему долгие годы службы на подводном флоте, вместе с моими героями пришлось мысленно отправляться в боевые походы. Снова с ними ощутить ту суету, присущую подготовке корабля к походу.

Великий Расул Гамзатов написал, что не вернувшиеся солдаты превратились в «белых журавлей». А я думаю, они превратились в буревестников или альбатросов. Мы, отправляясь в поход, перед погружением часто встречали их. И эти души-птицы просят нас не забывать заповедь подводника: «Нигде нет такого братства и взаимовыручки, как у подводников. Здесь либо все побеждают, либо все погибают».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×