Пчёлы в нашем районе находятся на любительских пасеках. Пчелосемей в таких хозяйствах в основном от двух до 100, причём довольно много личных хозяйств, у которых от двух до 30 колодок. При таком положении дел пчеловоды могут взять от пчёл только мёд и воск для своих нужд, а вот получить товарную продукцию пыльцы-обножки, маточного молочка, прополиса и других продуктов – проблематично. Реализовать мёд они могут на рынке или через знакомых. Такой способ продажи, несмотря на кажущуюся лёгкость, имеет ряд недостатков: это затраты времени и денег на реализацию мёда на рынке и, кроме того, поступление денег очень сильно растянуто во времени. Как результат, пчеловоды в основном удовлетворяют потребности своей семьи и получают крайне мало средств для покрытия расходов на содержание и расширение своей пасеки.
Затраты пчеловодов-любителей при этом довольно высоки – ульи, вощину, лекарства для пчёл, пчелиные матки и другое приходится закупать на рынках и в специализированных магазинах по высоким ценам, и при этом эти товары часто низкого качества. Как результат, ценовые ножницы ведут к экономическому упадку. В ситуации, когда рынки открыты и пчелопродукты могут завозиться из любой точки мира, Китая, Бразилии, Аргентины и так далее, многие пасеки попросту прекратят своё существование.
Возможный путь спасения – создание пчеловодческих кооперативов. По этому пути пошли многие страны, поэтому и нам необходимо вспомнить этот опыт. Первый пчеловодческий кооператив в нашем районе был зарегистрирован в ноябре 2018 года. Председателем этого предприятия стал Роман Бугаев. Сегодня кооператив ставит перед собой задачу объединения наших пчеловодов.
А что может дать пчеловодческий кооператив объединившимся пчеловодам-любителям?
Первое – это возможность реализовать свою продукцию. Одно дело, когда самостоятельно пытаешься продать мед от 15 ульев, теряя и время, и деньги. Другое, если кооператив, объединив от 300 до 5 тыс. пчелосемей, продаёт его крупными партиями, и пчеловод получает свою долю сразу же после реализации. После объединения в кооператив появится возможность результативно собирать и продавать остальные продукты пчеловодства. Совместно они могут по договорённости заготавливать пыльцу-обножку и другие продукты пчеловодства, формируя товарные партии продукции для последующей реализации.
Второе – возможность закупки пчелиных маток, лекарств и прочего необходимого по более низким ценам. Одно дело, когда пчеловод закупает 2–3 матки (цена высокая, а качество может желать лучшего, и претензии особо не выставишь), другое, когда сразу закупается 100, 500 или одна тыс. маток. Для оптовых покупателей и скидки можно получить, и в срок маток поставят, и качество будет на высоте. Ну, кто же захочет такого покупателя терять? То же самое относится и к лекарствам – закупать крупной партией дешевле и качество будет нормальным. Это касается и всего остального.
Третье – возможность организовать кочёвку пчёл и их охрану с меньшими затратами средств. И такой опыт уже есть. Пчелопарк «Емельяновский» – яркий тому пример
Четвертое – возможность создать кассу взаимопомощи, то есть при необходимости член кооператива может взять средства из кассы на короткий срок, без процентов, на развитие пасеки. Тем более что в кооперативе, где все друг друга знают, риск невозврата средств минимален. Пятое – каждый член кооператива чувствует, что он не одинок, и в случае необходимости ему помогут советом, средствами и тому подобное, так как если дела идут хорошо у всех, то они идут хорошо и у каждого.
Возможно, на нашей земле найдутся и минусы у пчеловодческих кооперативов, но все равно нам нужно двигаться в этом направлении. Кроме того, пчеловодческие кооперативы могут составить базис для организации предприятий по переработке продуктов пчеловодства, и первый в области такой завод проходит своё становление в нашем районе. Глава КФХ Роман Бугаев реализует свой план по переработке мёда и изготовлению напитков. Пчеловоды от этого шага только выиграют. Всё это может и должно поддержать пчеловодов в условиях открытых границ и повысить благосостояние семей пчеловодов.