Дом ремёсел, расположившийся в Центре культурного развития п. Волоконовка, – уникальное творческое место, волшебный мир, созданный руками работающих в нём мастеров. Здесь даже самые простые, а порой и кому-то ненужные вещи превращаются в настоящее произведение искусства.
Погрузиться в мир творчества могут и юные, и взрослые волоконовцы. Вариантов, чем заняться, существует великое множество. Под чутким руководством мастера можно нарисовать картину, сплести изделие из бисера, сшить куклу или слепить поделку из солёного теста. Да что там! Можно свалять валенки, попробовать себя в роли гончара и даже освоить ткацкий станок.
А совсем недавно дружную семью умельцев пополнил народный мастер – Илья Романович Ким. На его мастер-классы резьбы по дереву уже потянулись первые ученики. Занятия рассчитаны на возраст старше 10 лет, поскольку, чтобы пользоваться острыми инструментами для обработки дерева, рука должна быть уверенной.
Илья Романович – чистокровный кореец из древнего рода Кёха. В Россию его предки перебрались из Кореи в начале прошлого века, в период колонизации корейского общества и превращения Кореи в часть Японской империи. Ким поселились в Приморском крае.
Сразу же после начала Японо-китайской войны резко ухудшившееся положение на границе СССР привело к росту опасений советских властей относительно возможной активизации японской разведки. Подозрения вызывала корейская община. В этот период дед Ильи Романовича – Ким Чих Вар, будучи 14-летним подростком, уехал учиться в ремесленное училище в г. Уссурийск. Как оказалось впоследствии, этот отъезд решил его судьбу. Когда вернулся, его дом был сожжен. Свою семью он больше никогда не видел.
Ким Чих Вар окончил училище по профессии краснодеревщика и стал работать по специальности. Женился, обжился в СССР. В 1936 году корейцев депортировали в Азию. Так семейство Ким оказалось в Казахстане. Сын Ким Чих Вара – Роман, пошёл по стопам отца и тоже работал с деревом, был резчиком. Можно сказать, что умение превращать дерево в изделия необычайной красоты передалось Илье Романовичу генетически, хотя занялся он им только в 33 года. Хранить память о своих предках, передавать историю своей семьи – неизменная традиция корейского народа.
Илья Романович родился в 1974 году в г. Алма-Ата. Там же окончил школу, Казахскую государственную академию управления, встретил свою вторую половину Галию, с которой идёт по жизни.
В Алма-Ате у супругов родилось трое сыновей: Николай, Орион и Илья. А в 2009 году семейство переехало в Россию: сначала в Краснодарский край, затем в Вейделевский район Белгородской области. Там семья пополнилась четвёртым ребёнком – родилась дочка Любовь.
В Вейделевском районе искусству работать с деревом Илья Романович учил детей из сёл Закутское и Белый Плёс. А в прошлом году семья вновь переехала, на этот раз в Красногвардейский район, находящийся в 30 км от п. Волоконовка.
Работы мастера поражают воображение своей тонкостью и даже кажется, нарушают законы физики. Трудно представить, что каждое изделие выполнено из цельного куска дерева, нет ни одной склеенной детали. Ложки с резными ручками, восточные заколки для волос, подковы, самовар, цветок орхидеи, забавная хрюшка – лишь часть экспонатов коллекции Кима. Разглядывая фигурку борца – статуэтку «Лучшему тхэквондисту», удивляешься точности и ювелирности выполнения мелких деталей: черты лица, положение рук и ног, складки на кимоно. Поразительно! Резные ручки некоторых ложек на конце увенчаны полой сферой, внутри которой свободно перекатывается деревянный шарик. В другом изделии, которое Ким готовил для выставки в честь образования Нижнего Новгорода, дерево буквально превратилось из твердого материала в текучее и пластичное. Так мастер изобразил две реки, на слиянии которых находится этот город, – Оку и Волгу. Как можно вырезать такое из дерева – загадка, ответ на которую, по словам мастера, он и сам не знает. Все изделия выполняет интуитивно, по наитию, не делая заранее никаких эскизов.
«Я чувствую дерево, оно поддается мне. Смотрю на заготовку и понимаю, что из неё может получиться. К примеру, одна у меня долго хранилась, а потом в один момент я понял, что это будет выносной крест, его меня просил вырезать настоятель одного храма».
А технику за годы работы с этим природным материалом выработал сам, ничему специально не учился. Ножи для резки тоже изготовил самостоятельно из подручных материалов.
На каждой работе изображен фирменный знак мастера – корейский иероглиф, означающий Ким. Фамилия, которая, кстати, переводится как «золото». Что тут скажешь? Создать подобные произведения, действительно, может только человек с «золотыми руками». Корейский язык Илья Ким не знает, но подумывает выучить, мечтает посетить страну, из которой идут его корни, и, возможно привезти туда выставку собственных работ.
«Чтобы заниматься резьбой, необходимо обладать терпением, усидчивостью и внутренним спокойствием», – уверен Илья Романович.
Все трое сыновей Кима, глядя на отца, конечно, пробовали работать с деревом. У всех получалось. Но выбор профессии все сделали разный. Старший сын Николай выбрал военную карьеру. Он – участник СВО, ветеран боевых действий. Был ранен, сейчас восстанавливается и получает высшее военное образование в Москве. Средний, Орион, стал ихтиологом. Сейчас проходит срочную службу в армии. До этого успел поработать в Мурманской области в компании «Инарктика», являющейся крупнейшим производителем аквакультурного лосося и морской форели в России. Младший сын Илья вместе с именем больше других братьев перенял от отца интерес к резьбе по дереву. Он окончил Белгородское училище искусств и культуры, сейчас тоже служит в армии.
Для своих изделий мастер использует разные породы дерева: бук, дуб, грушу, липу, ясень, кедр, сосну. Все они отличаются по твёрдости и плотности.
«То, какой тонкий узор я могу сделать из груши, из липы может уже не получиться. Поскольку у неё волокно прямое и имеет свойство откалываться», – говорит Ким.
Для своих заготовок он покупает материал или берёт там, где проходят санитарные вырубки. Признаётся, что с душой относится к дереву и как к материалу, и как к живому растению, и срубить его ради очередной работы или даже для украшения дома на Новый год никогда не сможет.
«Я очень люблю деревья. И везде, куда бы я ни переезжал жить, закладывал сад. В Вейделевке у меня был собственный хвойный питомник с туями, кедрами и соснами, фруктовые деревья. Я люблю сажать деревья, ухаживать за ними, наблюдать, как они растут».
Так Илья Романович Ким даёт дереву две жизни. Первую – на земле, а вторую – в своей творческой мастерской. Приходите в дом ремёсел и убедитесь сами!