В моей жизни велика его значимость. Пословица гласит: почитай учителя, как родителя. Мне 87. но где бы я ни находился, какими бы делами ни занимался, всегда вспоминаю своих учителей. Моей первой учительницей (до войны!) была Анна Алексеевна Чевычалова, вложившая необходимые качества старательной учёбы. Разносторонние знания внесли в моё сознание преподаватели Волоконовской средней школы, часть из которых, в том числе ее директор Георгий Борисович Лобанов, имели университетское образование.
С особой теплотой и благодарностью вспоминаю учителя русского языка и русской литературы, земляка Василия Ивановича Толстых, 1921 года рождения. Его считают грамотным от рождения. Окончив в конце 30-х годов прошлого века Валуйское педагогическое училище, работал в сельской школе учителем.
С началом Великой Отечественной войны был зачислен в ряды защитников Родины. Воевал в составе авиационной дивизии, которой в то время командовал сын Иосифа Сталина Василий, молодой генерал. Об участии в боевых действиях и своих ответственных задачах защитника много рассказывал при наших встречах.
После демобилизации работал в Пятницкой семилетней школе учителем русского языка и литературы. Проявил себя настоящим, разносторонне мыслящим и подготовленным педагогом, наставником молодежи. В последующие годы окончил филологический факультет Московского педагогического института. Прекрасно знал русский язык и русскую классическую литературу. Известно, что русская письменная культура имеет длительную историю. Русский язык считается одним из самых трудных.
Пережившие тяжелые годы войны и многомесячную страшную гитлеровскую оккупацию, мы, подростки, плохо одетые, часто полуголодные, многие значительно исхудавшие, взялись за учёбу с большим желанием, хотя учебников, бумаги и других вещей не хватало или не было вообще. Но главной нашей целью была учёба.
Уроки Василия Ивановича были интересными, наполненными всегда новыми моментами. Он хорошо понимал ребячью психологию подростка, умел положительно влиять на поведение и знание ученика. В разъяснениях на уроке не приказывал, а, требуя выполнения, настойчиво убеждал. Не допускал унижений, оскорбительных выражений. Не повышая голоса, приводил в беседах слова из пословиц и поговорок, острых народных выражений, взятых из художественных произведений, сказок и былин. Понятно и доходчиво вкладывал в наше ученическое сознание понятие художественной литературы, разъяснял отличие прозы от поэзии, называя для подтверждения имена великих русских писателей и поэтов. Письменную речь художественного произведения связывал с выразительным русским языком, который советовал нам старательно изучать, усваивать, запоминать.
Приводил слова писателей о русском языке, Ивана Тургенева, Максима Горького и других.
«Русский язык – великий дар великому народу», — писал Тургенев.
«Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше. Книга – источник знания» — призывал Горький.
Учил пользоваться орфографическим словарем, находить в нем нужные слова и выражения. В старших классах рекомендовал также словарь иностранных слов, где имеются слова, заимствованные их других языков или образованные из древнегреческого и латинского языков. Они нередко встречаются в художественной литературе. Называл также Толковый словарь Даля.
Но основной важнейшей книгой для изучения в школе русского языка считал учебник и настраивал нас умело и грамотно им пользоваться. Мы, ученики, с большим желанием воспринимали его объяснения на уроке. С целью увлечь ребят занятиями применял самые различные методы. Систематически изучал и использовал педагогическое творчество и наследие известных педагогов – Макаренко, Сухомлинского, Ушинского. Их опыт распространял в коллективе.
Помню уроки, на которых Василий Иванович учил правильно письменно излагать просьбы, несогласия, грамотно писать собственную автобиографию. За помощью к нему по данным вопросам обращались и местные малограмотные жители.
Важным методом изучения русского языка были диктант и изложение в средних классах и сочинение в старших. Оценки выставлял справедливые. В младших классах проводился урок чистописания, на котором вырабатывался каллиграфический почерк, умение красиво писать.
Прививая грамотность, учил глубоко воспринимать содержание художественных произведений, рассказов, повестей, сказок, отрывки из них читать вслух громко, ясно, понятно. Требовал наизусть выразительно рассказывать выученные стихотворения. При этом строго контролировал произношение. Одновременно приводил пример писателя Сергея Аксакова, который для запоминания вслух читал любимые книжки, чтобы воспринимать точность образов.
Развивал правильную разговорную речь, показывал важность сохранять родной язык. Как авторитетный его носитель советовал нам познавать особенности местного языка, находить сходство и различие с наречиями других регионов, в том числе соседних.
В результате завершения в седьмом классе (в то время для нас выпускном) программы по русскому языку, многие ученики, пользуясь специальными знаниями и преподавательским опытом Василия Ивановича, научились правильно письменно излагать свои мысли в заявлениях, письмах, сочинениях. Успешно сдавали вступительный экзамен в техникум, училище.
Наряду с грамотой учил культурному поведению. Воспитывал взаимное доверие, порядочность в обращении, советовал разумно строить отношения, помогая тем самым оказывать влияние на формирование дружественного солидарного коллектива. В его общении с нами чувствовалось проявление благородства, духовного наставника.
Подобно литературному критику, регулярно читал в художественных журналах произведения современных в те годы писателей и поэтов, чьё творчество не входило в программу школы. Передавал их содержание учащейся и рабочей молодежи.
В выпускных классах средней школы называл высшие учебные заведения столицы и соседних областных центров (Воронежа, Курска, Харькова, нашего Белгорода). Разъяснял, что вступительный экзамен по русскому языку (сочинение) проводится в каждом университете, институте, военном училище. Эти условия и требования Василий Иванович учитывал в своей практической работе. Немало выпускников школы успешно сдали вступительные экзамены и стали студентами, курсантами, а затем высококвалифицированными специалистами, подготовленными офицерами. Читающий эти строки может назвать многих из них.
Имея глубокие знания русского языка, классической и современной литературы, в том числе военной, оказывал разностороннее влияние на воспитание молодого поколения. Особое внимание уделял привитию чувства патриотизма, преданности, соблюдению правил и обязанностей, проявлению уважения к ветеранам войны, людям, старшим по возрасту. Это стремление и умение передавалось другим педагогам.
Продолжая повествование, стараюсь довести до читающего мысль классика русской литературы писателя Ивана Тургенева, высказанную им еще в ХIХ веке, в период активного литературного творчества.
«Берегите язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — призывал классик.
Наряду с напряжённой педагогической работой участвовал в общественной деятельности. Выступал с литературными лекциями в заводском клубе. Избирался депутатом Пятницкого сельского и поселкового совета.
Около 25 лет был бессменным директором средней школы, не прекращая преподавания любимого им предмета. Заботился о сплочённости и творчестве коллектива педагогов, внимательно относился к учителям – участникам войны. Был сторонником поощрения лучших педагогов. Поддержал предложение о выдвижении учителя истории Николая Марчевского на должность заведующего Валуйским РОНО.
Сам Василий Иванович не согласился перейти на ответственную партийную работу, предложенную ему райкомом КПСС. Главным для себя считал утверждать знания.
Общаясь с ним в последние годы, я интересовался его самочувствием и слышал от него слова, что чувствует себя спокойно, но не успел завершить задуманного. Вспомнив слова песни, я тихо, как бы незаметно произнёс: опустела без тебя… школа. Сосредоточившись, подумав, ответил: воспитанники, которых я учил, надеюсь, вспомнят меня…
Василия Ивановича невозможно забыть. Он оставил о себе память замечательного признанного педагога, воспитателя культуры и добропорядочности. Заслуживает того, чтобы имя его надолго оставалось в школьном коллективе и в сознании жителей посёлка Пятницкое.