С чего начинается школа? Вы не ошибётесь, если скажете, что любая школа начинается с директора. Именно директор подобен режиссёру, который создаёт спектакль, хотя сам не всегда появляется на сцене. Его роль в образовательном процессе всегда более творческая, нежели административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы.
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела», – очень точно и метко сказал об учителе известный писатель Симон Соловейчик.
Эти слова как нельзя лучше характеризуют директора Пятницкой средней школы Владимира Бурменского, отметившего свой 65-летний юбилей. Время так быстро летит, что Владимир Григорьевич не успел и оглянуться, как к солидному юбилею его просят подвести промежуточный итог трудовой деятельности. Чего же удалось добиться, а что так и осталось нереализованным?
«О себе трудно говорить. Со стороны всегда виднее», – смущается мой собеседник.
Впрочем, именинник может похвастаться стопроцентным исполнением своей мечты – он стал не просто учителем, а учителем, постоянно совершенствующим своё мастерство, свой педагогический талант. Про таких, как он, говорят: работает с огоньком, не любит рутины и застоя, приветствует не только творческий подход к работе своих коллег, но и сам смело внедряет новшества в учебно-воспитательный процесс, сохраняя при этом школьные традиции.
В профессию педагога, как, наверное, и в любую другую, каждый приходит по‑своему. С юношеских лет Владимир Григорьевич мечтал стать учителем, но двигаться по направлению институт-практика-работа получилось не сразу. Свою трудовую деятельность начал рабочим на Волоконовском ремонтно-механическом заводе, позже работал шофёром Волоконовской автоколонны, трудился и в колхозе имени Крупской. Несколько лет был методистом по спорту, инструктором отдела пропаганды и агитации райкома КПСС. Но на каких бы должностях он ни работал, в глубине своего подсознания всё же мечтал пополнить педагогическое сообщество.
По окончании Белгородского педагогического института Владимир Григорьевич возглавил Пятницкую школу-интернат, позже был заместителем главы администрации района по социально-культурному развитию, первым заместителем главы администрации района, председателем комитета социальной политики администрации района. В 2004 году вступил в должность начальника отдела образования. Но педагогическая деятельность постоянно возвращала Владимира Григорьевича в школу: с 2005 года он работал директором Ютановской школы-интерната, с 2006 года – директором Пятницкой школы-интерната, а восемь лет назад стал директором Пятницкой средней школы.
За скупыми строчками автобиографии скрывается постоянная целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства.
«Без преувеличения можно сказать, что школа для нашего директора – это его жизнь, призвание и радость. Он творческий руководитель с активной жизненной позицией, энергичный, целеустремлённый человек, который готов делиться своими идеями с окружающими. Прекрасные организаторские способности, знание психологии людей помогают ему сплотить единомышленников общим делом», – добавляют коллеги.
Сослуживцы подчеркивают одно из его главных качеств – умение найти подход к каждому ученику. Чувствуя настроение и душевное состояние детей, он мгновенно располагает к разговору самых несговорчивых, в нужный момент скажет те слова, которые не обидят, а, наоборот, заставят задуматься над своим поведением даже самых отъявленных нарушителей школьной дисциплины. Не жалеет похвал для тех, кто этого заслуживает, поддержит тех, кто в этом нуждается, успокоит непокорных и вдохновит разочаровавшихся.
Словом, дел у директора школы невпроворот. Но, как говорится, непосильной ноши не бывает, а, по мнению Владимира Григорьевича, с таким трудолюбивым и ответственным коллективом все задачи ему по плечу.
Рассказывать о такой многогранной личности можно бесконечно. А чтобы точнее раскрыть образ современного руководителя, будет правильно положить на чашу весов все его добродетели. Получается реальная картина, реальный портрет человека, во всё вникающего и душой болеющего за всё на свете. Такой настрой в Пятницкой школе чувствуют и дети, и учителя.
«Слова, сказанные Сократом: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», очень важны в нашей профессии. Нужно верить в своих учеников, и тогда лучше них будут только звезды в небе», – подытожил разговор Владимир Григорьевич.
Владимир Григорьевич является отличником народного образования, лауреат премии имени Луначарского. И это, конечно, не предел! От всей души желаем ему новых побед, свершений и достойной оценки его труда.