Все таланты раскрываются в детстве. И чем раньше наши родители и педагоги замечают в нас предрасположенность к тому или иному занятию, тем лучше. Преподаватель Виктории Прудниковой, ученицы третьего класса Волоконовской средней школы №1, Наталья Алейникова очень вовремя заметила тягу своей воспитанницы к исследовательской деятельности и помогла ей сделать первые шаги на этом поприще.
Их совместный кропотливый труд принёс свои весомые плоды – недавно Виктория стала лауреатом II степени на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо». Будучи самым юным участником, она привлекла много внимания со стороны членов жюри, которые отметили в ней большой потенциал.
«Меня очень удивило то, что белый известняк – это не что иное, как дно древнего моря. Ещё сложнее было представить, как же давно всё это было. Ведь меловой период, как я узнала, начался 145 млн лет назад и продлился почти целых 79 млн лет»! – рассказала Виктория о своих изысканиях.
Узнав, откуда появился мел, Виктория приступила к увлекательным экспериментам. Прежде всего, ей необходимо было раскрыть физические свойства ископаемого. Все свои наблюдения юная исследовательница исправно записывала:
«Я выяснила, что мел не окрашивает воду в белый цвет, но если добавить несколько капель в измельчённый кусочек, то он станет пластичным и вязким. Ещё мел очень боится морозов. Я поместила его в холодильник на ночь, утром достаю, – а он стал сухим и полностью раскрошился».
Следующий эксперимент заинтересует любителей порисовать на асфальте. Виктория разузнала, как заставить цветные мелки не пачкать руки, и поделилась этим советом с нашими читателями:
«Мелки не будут пачкать руки, если покрыть их тонким слоём силикатного клея. Его мы купили в магазине канцтоваров. Можно ещё взять молоко, наполовину разбавить его водой и окунуть в эту смесь мелок. Главное, не передержать – окунули и тут же достали».
Но основным этапом её исследовательской работы стали экскурсии в пещерные монастыри. И здесь уже Виктории помогли её родители. Всей семьёй они отправились в Свято-Троицкий Холковский монастырь, Шмарненскую пещеру и в монастырь Игнатия Богоносца. Знания, полученные в ходе этих путешествий, легли в третий параграф работы.
«На экскурсии нам рассказали, что в воздухе этих пещер находится много озона, йода и кислорода, которые выделяются из толщи меловой породы. Они помогают людям, у которых есть заболевания щитовидной железы или дыхательной системы. А ещё мел – хороший антисептик. Военные хирурги даже использовали его, чтобы делать мазь, которую потом наносили на огнестрельные раны, чтобы они скорее заживали», – рассказала Вика.
Конкурсная комиссия фестиваля «Леонардо» признала исследовательскую работу Виктории очень сильной. Тема нова, а потому председатель комиссии рекомендовал её расширить: раскрыть физические стороны меловой архитектуры. Викторию пригласили выступить на конкурсе 2021 года.
А пока она погружена в свои заботы – учёба, книги, творчество. Виктория занимается хореографией, увлекается бисероплетением и лепкой из полимерной глины. Очень хорошо ей удаётся декламировать стихи. Так, в 75-ю годовщину Победы она приняла участие в онлайн-марафоне «Памяти героев» со стихотворением Эдуарда Асадова «Чулочки».
Любознательность Вики позволяет ей покорять всё новые и новые вершины. Беря пример со своих родителей, она ведёт активный образ жизни и постоянно совершенствует свои таланты. Все эти победы могут стать началом большого пути для Виктории, ведь любые успехи вселяют в нас уверенность в себе и побуждают двигаться только вперёд!
Наша вторая героиня имеет гораздо больший опыт в исследовательской деятельности. Анна Спесивцева уже не первый год занимается вопросами экологии и защиты окружающей среды. Сейчас девушка обучается в 11 классе Волоконовской СОШ №2. Много занимается, готовится к предстоящему ЕГЭ и поступлению в университет. Свою трудовую жизнь хочет связать именно с охраной природной среды.
Таланты Анны всячески помогает развивать её наставница и педагог Наталья Савина. Именно она направляет интересы воспитанницы в нужное русло. Узнав о проведении Всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», Наталья Николаевна, конечно же, предложила своей ученице принять в нём участие. Тему для исследовательской работы Анна предложила сама, выбрав одну из самых актуальных для нашего времени – «Мусорная реформа как жизненная необходимость человека».
«Региональный этап фестиваля проходил в Шебекинской гимназии. Когда Аня предложила свои наработки, я сразу поняла, что они очень сильны, и не прогадала – защита в Шебекино прошла успешно», – порадовалась за свою ученицу Наталья Николаевна.
Второй этап должен был пройти в Москве, но перед этим в жизни Анны произошло ещё одно важное знакомство. Девушку пригласили в Белгородский Центр экологической безопасности, где она смогла встретиться с его директором Леонидом Белоковаленко.
«Мама отправила туда мою работу для ознакомления. На следующий день нам позвонили и попросили резюме, а уже через неделю я встретилась с генеральным директором, с которым мы очень конструктивно пообщались. Мне предложили вступить в школу юного эколога, а ещё оплатить мою поездку с родителями в Москву на финал фестиваля. Но из‑за пандемии завершающий этап прошёл онлайн», – рассказала Анна.
И прошёл он удачно! В экологической секции юная исследовательница заняла второе место, получив не только медаль, но и хорошие отзывы от членов жюри.
Свои идеи по улучшению экологической обстановки девушка реализует у себя дома, во дворе, на огороде. Папа, мама и бабушка привыкли, что в доме теперь появились разноцветные пакеты для раздельного сбора мусора. А на придомовом участке сложены «башенки» из цветных покрышек, которые выполняют не только эстетическую роль, но и экологическую. Сюда семья складывает бытовые отходы. Разлагаясь, они становятся удобрением для грядок.
Как уже было сказано выше, за плечами у Анны далеко не одна победа. Так, например, она стала победителем регионального конкурса учебно-исследовательских и проектных работ для обучающихся 5–11 классов по теме: «Мусороперерабатывающая отрасль России. Проблемы и перспективы».
Сейчас девушка погрузилась в поиск информации о своём прадедушке Трофиме Ивановиче Лысенко. В войну он пропал без вести, и теперь внучка по крупицам собирает сведения о нём и его боевом пути.
Анна – очень разносторонний человек. Рядом с жаждой знаний идёт стремление к созиданию. Будучи целеустремлённой, она прикладывает много сил для раскрытия своих творческих способностей. С ранних лет занимается танцами, отлично рисует, увлекается фотографией и литературой, сочиняет рассказы.
Несмотря на загруженность, старшеклассница стремится продолжать свои изыскания. В дальнейшем хотела бы узнать о работе перерабатывающих заводов. По мнению Анны, населению пока что не хватает стимула, чтобы следовать таким необходимым для спасения природы постулатам. Но девушка верит, что ситуация в скором времени наладится, только для этого нужно вести агитацию и наладить инфраструктуру.
«Нам иногда кажется, что молодое поколение не задумывается и не понимает, что происходит вокруг них. Но их зоркий взгляд следит и наблюдает за всем происходящим, тщательно анализируя и справедливо оценивая обстановку», – сказала Наталья Николаевна.
Пожалуй, невозможно не согласиться с этими словами. Наши талантливые дети, со своим неуёмным стремлением к созиданию, лишний раз доказывают нам, что будущее нашего края находится в надёжных руках.