Активное строительство железных дорог на территории современной Белгородской области развернулось в конце XIX – начале XX веков. В 1895 году акционерным обществом Юго-Восточных железных дорог была построена Харьковско-Балашовская железная дорога, проходившая через города Валуйки и Бирюч. В 1896 году была сооружена линия Белгород – Волчанск, относившаяся к Курско-Харьковско-Азовской железной дороге.
В 1897 году обществом Юго-Восточных железных дорог была завершена постройка Елецко-Валуйской железной дороги, проходившей через города Старый Оскол и Новый Оскол Курской губернии. Станция Валуйки стала узловой. Почти 300 лет назад, а именно в 1731 году, на реке Оскол была основана слобода Волоконовка (слобода Волоконская). Станция IV класса Волоконовка находилась в Бирюченском уезде. Отсюда отправляли главным образом хлебные грузы, которых в 1898 году было отправлено со станции 451168 пудов из числа 520482 пудов общего отправления; в то же время на станцию прибыло разных грузов 120534 пуда.
За 2021 год погрузка и выгрузка на станции составила 205 полувагонов, 14 цементовозов, крытые вагоны. В основном – щебень, металлолом и другие грузы. Отправка груза и пассажирские перевозки – основная задача железнодорожной станции.
26 лет здесь трудится Наталья Попова. Много лет на станции работала ее мама, и дочь пошла по ее стопам. В 1996 году, окончив Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, Наталья Николаевна пришла работать на Волоконовскую железнодорожную станцию, которой руководит на сегодняшний день.
Почти 30 лет в профессии Андрей Копица, дежурный по железнодорожной станции. Елена Кравцова – приёмосдатчик груза и багажа, на станции работает более 20-ти лет.
На железных дорогах России существует множество специальностей, каждая из которых очень нужна и важна. Одна из них – электромеханик СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), который прикладывает все усилия для того, чтобы не сбивался график передвижения поездов. От него зависит работа всех электрических приборов электропоезда. Эта работа нелегкая, ведь устройства СЦБ установлены не только в помещениях, но и на перегонах, сортировочных горках, что называется, в чистом поле. Обслуживать их нужно и летом, и зимой, независимо от времени суток и погоды. Много лет с этими обязанностями справляются старший электромеханик Валерий Чекаев и электромеханик Александр Попов. С ними трудятся также электромеханик СЦБ Геннадий Полухин и механик КТСМ Алексей Шаповалов.
Огромную работу по обслуживанию железнодорожного полотна выполняют путейцы Сергей Чернышенко, Алексей Чернышенко, Андрей Журавлев. Немалую территорию вокзала содержит в чистоте Римма Гамаюнова.
В преддверии профессионального праздника Наталья Попова поблагодарила всех коллег за ответственное отношение к делу, верность профессии. И поделилась хорошей новостью – теперь наши жители смогут уехать с нашего вокзала в Москву, а также на Имеретинский курорт. Это новый курорт, построенный в Имеретинской долине, находящийся в 8 километрах от Адлера. Рядом – Олимпийский парк со спортивными объектами. Городок с собственной набережной и благоустроенным пляжем обустроили к Олимпиаде-2014.
Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также вовлекла в сферу своего обслуживания представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов – все они составляют особое трудовое сообщество.