К профессиональным праздникам мы всегда стараемся рассказывать о лучших специалистах в той или иной сфере деятельности. День учителя – не исключение.
Только в этом году я, да, наверное, и многие родители, которые столкнулись с дистанционным обучением, взглянули на школу совершенно другими глазами. Это не просто учреждение, в котором дети получают знания, – это большой священный мир сравнимый с многодетной семьёй, в которой по всем законам природы дети не должны оставаться без наставничества взрослых. Каждый новый день на домашнем обучении разнообразить могли разве что меняющиеся предметы. А в школе каждый день неповторим, и то, как ребенок усвоит материал, зависит не только от навыков педагога, но и от места, в котором проходит образовательный процесс. Я уверена, что ученики, вернувшиеся после долгой разлуки в школы, тоже осознали, какое это счастье – быть рядом с учителем! Особенно трудно сейчас первоклассникам – они хоть и маленькие, но уже личности, и главная задача учителя начальных классов, наряду с обучением чтению, письму и счёту, – воспитать человека.
«У ребёнка открытая душа и чуткое, ранимое сердце. Обучая, не навреди!» – этими словами Наталью Николаевну Алейникову напутствовала в своё время её первая учительница, заслуженный педагог Российской Федерации Зинаида Трофимовна Гребенюкова.
«С Зинаидой Трофимовной я жила на одной улице. Возраст позволял мне пойти в школу годом позже, но, зная, что она набирает первоклашек, я очень просила родителей отдать меня в первый класс под её руководством», – вспомнила Наталья Николаевна.
С ранцем наперевес, первоклашка Наташа старалась выйти из дома к 7:30, чтобы вместе с учительницей дойти до школы. По дороге девочка наблюдала за тем, как и что она говорит, ловила каждый её жест и взгляд. Так Зинаида Трофимовна передала, а Наталья Николаевна, словно губка, впитала любовь к профессии.
«После восьмого класса я решила поступать в Валуйский педагогический колледж. Мнения родителей разделились: мама настаивала, чтобы я пошла по её стопам и получила профессию в сфере банковских услуг, а папа дал право выбора, мол, пусть ещё отбор пройдёт. А конкурс в 1986 году был большой: на одно место претендовало четыре человека. Но как можно было сомневаться, ведь и моё желание стать учителем было велико, и поддержку от Зинаиды Трофимовны в лице первой учительницы и наставника я получила весомую».
Большую педагогическую семью Волоконовской средней школы № 1 Наталья Николаевна пополнила в 1990 году. Добрым словом она вспоминает всех, у кого училась сама, и с кем, будучи дипломированным специалистом, делала первые шаги в профессии.
«Людмила Семёновна Беловолова, Лариса Михайловна Лысенко, Валентина Васильевна Удянская, Лариса Александровна Пивнёва, Вера Николаевна Чуркина, Людмила Александровна Гавшина, Валентина Ивановна Кривенко с первых дней обратили моё внимание на то, что мелочей в работе учителя начальной школы нет и быть не должно. Внешний вид, осанка, настроение детей – если эти, на первый взгляд, мелочи упустить, то крепкого фундамента, на котором можно строить дальнейшее обучение, не получить».
В 1991 году Наталье Николаевне дали первый класс численностью 32 человека.
«Отчётливо помню тот ответственный день. Я такая молодая, а они такие маленькие! Их пытливые глаза смотрели прямо в душу, а я, внимая словам Зинаиды Трофимовны, мысленно говорила: «Обучая, не навреди!».
Тогда Наталья Николаевна ещё не знала, что самое сложное будет впереди. Через четыре года, вложив в детей свою душу, ей пришлось с ними расстаться и опять начать всё сначала. В этом году в девятый раз она переступила порог первоклассной жизни, взяв под свое крыло 18 учеников.
Наталья Николаевна помнит каждого из своих выпускников, постоянно интересуется, как сложилась их дальнейшая жизнь: пятиклассников обязательно остановит в коридоре, проконтролирует успеваемость, у выпускников 11 класса спросит о выборе профессии. Ученики отвечают взаимностью, всегда находят время навестить её, а поделиться успехами умудряются даже из зоны СВО. Преуспевают ребята в разных сферах деятельности: в медицине, спорте, сельском хозяйстве, педагогике. И в этом, конечно, большая заслуга Натальи Николаевны. Она повышает свое педагогическое мастерство – окончила Белгородский педагогический университет, находится в постоянном поиске, изучает опыт учителей-новаторов. Следует заповеди великого русского педагога Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Наталья Николаевна занимается исследовательской деятельностью.
«Все дети очень любознательные, нужно только понаблюдать за ними. Вот вспоминаю нашу работу во всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке» с Даниилом Грошенко. Его дедушка в свое время увлекался фотографией, а на заводе, где он работал, была создана киностудия «РМЗ-фильм». Я поинтересовалась у Даниила, знает ли он об этом что-нибудь. «Дедушка жил этим!» – ответил он. А давай мы с тобой расследование проведем, интересно тебе будет? «Очень!» – ответил мой воспитанник».
В Москве Даниил Грошенко великолепно защитил свою работу. Наталье Николаевне за подготовку абсолютного победителя научного конкурса был вручён Почётный знак «Педагог-наставник». В проектно-исследовательскую деятельность она включает школьников постепенно, начиная с разговоров о важном: что нравится делать в свободное время, чем увлекаются родители, как семья проводит досуг? Так, казалось бы, в обычной беседе учитель подмечает то, над чем можно поразмыслить, что станет темой для научного исследования.
«Ваня Карагодин в свободное время пропадает в виртуальных танковых баталиях компьютерной игры. Ну чем не тема для конкурсной работы», – говорит Наталья Николаевна.
На XXXI Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке» его исследование, посвященное советскому танку Т-70, участнику боёв под Прохоровкой, было удостоено диплома I степени.
«Родители Виктории Прудниковой разводят перепелов, и дети во всём помогают им, вникают в хозяйственный процесс. И здесь мы с Викой нашли, чем удивить конкурсную комиссию. Теоретическую часть подкрепили практическим материалом: показали процесс закладки яиц в инкубатор, который привезли с собой в столицу. Все по-настоящему талантливые ребята! Горжусь каждым! Уверена, что они ещё не раз покажут себя!»
В семейном архиве Натальи Николаевны, наряду с министерскими грамотами и благодарностями, хранятся сотни открыток и записок на тетрадных листах, написанных неровным почерком, с помарками, но с самыми искренними словами. И это дороже всех наград!