В последнее время Белгородская область постоянно подвергается атакам со стороны украинских вооруженных сил.
Под ударом оказываются и работники сельского хозяйства: украинские беспилотники, заряженные кассетными боеприпасами, атакуют сельхозпредприятия, на полях остаются неразорвавшиеся снаряды, а в ряде случаев из-за оперативной обстановки аграрии были вынуждены покинуть часть своих территорий вблизи границы.
Одному из производственных участков компании «Русагро-Инвест» пришлось оставить бесхозными больше пяти тысяч гектаров плодородной пашни. Свою работу в полях труженики в этом сезоне называют сельскохозяйственной операцией, поскольку работать приходится с соблюдением определённых мер безопасности.
Бронежилеты, каски, тактическая медицина – это то, без чего земледельцам нельзя приступать к работе. Об этом в ходе прямого эфира сообщил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. Вынужденную и необходимую меру с полным пониманием приняли аграрии нашего района.
На производственном участке максимально защищены не только механизаторы, руководящий состав, но и техника. Собственноручно, по примеру военных, земледельцы сделали для комбайнов и тракторов своего рода защитные купола из сетки-рабицы. Предназначение данной конструкции – защита от БПЛА. Перед началом весенних полевых работ её эффективность была протестирована совместно со специалистами из Правительства области. Эксперимент показал, что летательный аппарат отскакивает от сетки, словно мяч. В целях безопасного проведения сельхозработ положительную практику было рекомендовано перенять всем хозяйствам области, земельные угодья которых находятся вблизи от государственной границы.
Чтобы увидеть воочию, как работает техника, и узнать, каков рабочий настрой тружеников, управляющий производственным участком предложил проехать к ним. По пути он отметил, что общая площадь пашни составляет 18300 га, из них 5252 га находятся в красной зоне, 3500 га – в засечной черте. В прошлом году участок по урожайности яровой пшеницы и гороха был признан лучшим среди хозяйств района, а по подсолнечнику вышел в лидеры среди хозяйств бизнес-направления «Русагро».
…То и дело вглядываюсь в просторы полей. И если раньше они казались бескрайними, то сейчас горизонт виден. Тот, кто не знает о нашей линии обороны с её широким и глубоким рвом, оцепленным бетонными пирамидами – Белгородская засечная черта построена в 2022 году для предотвращения попытки танкового прорыва со стороны противника, может подумать, что дракон раскрыл свою пасть и оголил зубы. Эта картина вызывает, как минимум, тревожность и обеспокоенность до тех пор, пока не покажется посевной агрегат, сулящий уверенность, что мирная жизнь продолжается! А уж тем более до момента, когда из-за облака пыли покажется силуэт человека, идущего медленно, но уверенно.
Вот уж о чём не думал, так это о том, что после пятидесяти одного года трудовой деятельности воином себя в поле почувствую, – улыбаясь, говорит агроном по сопровождению Василий Мацак.
Не задумывались ли вы о том, чтобы работу бросить, да и, в принципе, уехать из родного села, которое подвергается обстрелам? – спрашиваю его.
Бросить?! Это не по-хозяйски, а в нашей ситуации ещё и не по-человечески! Нет, это не про меня.
Смотрю на боевое обмундирование, которое Заслуженный агроном РФ то и дело поправляет своими натруженными руками. И как тут не поспоришь с русской народной пословицей: «Один в поле – не воин». В прифронтовой зоне в посевную кампанию каждый, кто не побоялся работы в засечной черте, даже если один останется, сделает всё возможное, чтобы страну накормить.
«Ребята у нас боевые, с ними любые задачи по плечу. В прошлом году обстановка была не такой напряжённой и позволила нам в зоне прямой видимости границы убрать озимые. Мы, конечно, никого не принуждали. Перед работой спрашивали, готовы ли механизаторы выйти в поле. На что получали ответ: «Мы на своей земле!» – подключается к разговору управляющий производственным участком Юрий Семибратский.
Вот так, следуя этому принципу, больше 30 лет без устали трудится и ничего не боится механизатор Николай Сафонов.
Пока разговаривали, хлеборобы завершали сев сахарной свеклы, а на соседнем поле приступили к севу подсолнечника. Мы уже собрались уезжать, когда собеседники обратили моё внимание: «Вот в этом месте осенью был прилёт, саперы обезвредили боеприпас, а хлеборобы теперь с Божьей помощью залечивают раны матушки-земли».