В этом году около 6 тыс. 500 выпускников белгородских школ, а в целом по России более 750 тыс., станут участниками единого государственного экзамена. Без ЕГЭ в настоящее время ни в один вуз не поступишь – такова прописная истина.
По мере приближения экзаменационного периода практически всё российское общество вновь и вновь включается в активные дискуссии на эту тему. Только беда в том, что многие спорщики подходят к вопросу со старыми мерками, когда всё только начиналось (а это было более 15 лет назад). Сейчас суть экзамена стала совершенно иной: в нём нет теперь заданий, направленных на угадывание ответа, абсолютно все они рассчитаны на применение знаний, на активное мышление, что соответствует востребованности современного мира в мотивированной базе на образование и самообразование в течение всей своей жизни, владеющей основами научных методов познания окружающего мира молодёжи.
Сегодня активно реализуется региональная Стратегия «Доброжелательная школа», и у многих возникает вопрос, способны ли сочетаться ЕГЭ и данная Стратегия? Отвечу вопросом на вопрос: разве идея доброжелательности отрицает принципы объективности, независимости, справедливости, самостоятельности? Конечно, нет.
ЕГЭ – это единое пространство трёх понятий: можно, нельзя, надо. Каждый выпускник знает, что ему разрешено, что запрещено, для чего он сдаёт экзамен и для чего нужны высокие баллы. Но одно дело знать, другое – соблюдать правила и не нарушать их. Доброжелательный человек не может не уважать закон и правопорядок, он осознаёт ответственность перед школой, семьёй, обществом и государством.
В процедуре ЕГЭ 2020 года ничего не изменилось. Об изменениях всегда сообщается до начала учебного года, чтобы было время сориентироваться. Ни одна система оценки, безусловно, не может быть идеальной, они все имеют свои недостатки. Но из тех систем, которые на сегодняшний день использовались, ЕГЭ является самой объективной и оптимальной, потому что проходит по единым правилам и в равных условиях.
Доверять можно только тем результатам, которые получены честно, у каждого выпускника и родителя должна быть уверенность, что никому не будет оказана неправомерная помощь, что никто не будет пользоваться запрещёнными предметами, что каждый будет выполнять задания самостоятельно, без помощи извне. В системе ЕГЭ нельзя намеренно завалить сдающего. Практически исключена возможность обманом получить высокие баллы.
Главная заслуга ЕГЭ в том, что он уравнял в правах всех абитуриентов страны, создав социальный лифт для выпускников, которые ориентированы на знания. За период существования ЕГЭ значительно выросла доля иногородних студентов в ведущих столичных вузах.
Достижением последних лет, в том числе и на Белгородчине, является то, что ЕГЭ стал пространством компетентности, ответственности, корректности, свободы от каких бы то ни было грубых нарушений. Выпускник, допустивший нарушение, удаляется с экзамена. Наиболее распространённая причина удалений – это запрещённые предметы: мобильные устройства, письменные заметки, справочные материалы и другое. Порядком запрещено и иметь их, и пользоваться ими.
Каждому участнику ЕГЭ необходимо помнить о наступающих последствиях. Удаление с экзамена сразу же рушит жизненные планы. Были случаи, когда запрещённые предметы имели претенденты на медаль, что однозначно вызывает осуждение. Удалённый с обязательного экзамена может его пересдать в сентябрьские сроки, удалённый же с экзамена по выбору имеет право на пересдачу только через год. В 2017 году запрещённые предметы привели к удалению 19 участников экзамена, в 2018 году – 22, в 2019 году – 16.
Не будем забывать, что информация, содержащаяся в КИМ, используемых на ЕГЭ, – это информация ограниченного доступа. Её вынос из аудитории запрещён.
Обязательные атрибуты ЕГЭ – это металлоискатели и видеонаблюдение. Как к этому нужно относиться? Во‑первых, спокойно. Во‑вторых, нужно найти позитив. Металлоискатель предотвращает, прежде всего, пронос мобильных устройств, калькуляторов, которые запрещены на экзамене. Кто‑то намеренно имеет их при себе, а кто‑то положил в карман и забыл. Благодаря тому, что металлоискатель подал сигнал, мобильное устройство не было пронесено в ППЭ, а значит, выпускник избежал факта удаления.
А видеонаблюдение обеспечивает объективность ЕГЭ, так как фиксирует и позволяет чётко видеть всё происходящее в аудитории. Должен сказать, что выпускников видеонаблюдение уже не раздражает, они его воспринимают как обычное, рядовое явление. Больше по этому поводу накручивают родители. Но когда надо установить истину, то прибегают к видеозаписи как к самому убедительному аргументу.
Не будем забывать, что онлайн-видеонаблюдение за ходом экзамена осуществляют федеральный и региональные ситуационные центры. В области два таких центра (в Белгороде и Старом Осколе). В штабе ППЭ также можно одновременно наблюдать за всем, что происходит в каждой аудитории.
Места ППЭ, где отсутствует видеонаблюдение, относятся к так называемым зонам риска. Туалет – одно из них. Если на телефон металлоискатель среагирует, то на письменные заметки, спрятанные в карман, конечно, нет. Соблазн ими воспользоваться есть всегда. В аудитории это нереально – осуществляется видеонаблюдение. Вот и выходят в туалет. Хотелось бы предостеречь от бесконечных выходов, потому что введён учёт времени отсутствия участников ЕГЭ в аудитории. Если участник экзамена плохо себя чувствует, то ему не в туалете нужно находиться, а обратиться к медицинскому работнику.
Срок хранения видеозаписи экзамена – до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена. До наступления указанной даты материалы видеозаписи экзамена могут быть использованы Рособрнадзором и департаментом образования области с целью анализа и выявления фактов нарушения порядка проведения ГИА. Срок хранения видеозаписи экзамена, на основании которой было принято решение об удалении участника ЕГЭ с экзамена и об аннулировании результатов экзамена, составляет не менее трёх лет со дня принятия соответствующего решения.
По информации Рособрнадзора, уже после начала текущего учебного года имели место факты отчисления выпускников 2019 года, поступивших в различные вузы, за нарушения на ЕГЭ, которые были выявлены в ходе анализа видеозаписей. Белгородцев среди них нет, что говорит о чистоте экзамена в регионе.
Нарушение установленного порядка проведения ГИА квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 19.30). Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – это 16 лет. Привлечение к административной ответственности предполагает наложение на обучающихся административного штрафа в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Удаление с экзамена не освобождает обучающихся от административной ответственности.
У каждого выпускника должно быть сформировано мнение о том, что подача апелляции – это очень ответственно. Конфликтная комиссия – это не место, где только добавляют баллы, если подана апелляция. Здесь возможно и их понижение.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что степень доброжелательности ЕГЭ напрямую зависит от готовности учащихся к сдаче ЕГЭ, в которой необходимо выделить три составляющие. Во‑первых, информационная готовность, то есть информированность о правилах поведения на экзамене, заполнения бланков. Во‑вторых, предметная готовность или содержательная, то есть системные знания по предмету, умение решать задания. И, в‑третьих, психологическая готовность, то есть внутренняя настроенность на определенное поведение в ситуации сдачи экзамена.
Самый главный вывод – и детям, и взрослым нужно понять, что учёба – это труд. А добиться успеха можно только в результате труда.
Николай Рухленко,
первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования области