Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+1 °С,
Белгород

Глазами очевидца. Сегодня исполнилось 80 лет со дня освобождения Волоконовки от фашистской оккупации

21 января 2023, 10:00Письмо в редакциюФото: Анна Тесленко

Этот день навсегда вписан в летопись Белгородчины и всей России как символ великой силы нашего народа и безграничной воли к Победе.

Сегодня исполняется 80 лет с того дня, как наш посёлок был освобождён от фашистской оккупации. Этот день навсегда вписан в летопись Белгородчины и всей России как символ великой силы нашего народа и безграничной воли к Победе. Очевидцев тех лихих и радостных дней не так много, но они есть, и сегодня мы публикуем воспоминания нашей землячки, жительницы посёлка Волоконовка, Валентины Петровны Холошиной. Всю жизнь Валентина Петровна учила детей физике и математике, а сегодня через нашу газету ещё немного и краеведению.

Фото: Архив Валентины Петровны Холошиной

В год освобождения Волоконовки мне было 14 лет. Мы с мамой жили на проспекте Гая, 45. Я хорошо помню события, предшествующие дню, когда Красная армия прогнала фашистов с нашей земли. Дом наш был двухквартирным. Примерно 13-14 января 1943 года буквально за стеной в квартире нашей соседки расположились немцы. Дом наш они выбрали неслучайно, на улице он был самым лучшим – большой, крыша покрыта железом. В то время, когда остальные домики, как их называли хаты, были маленькие и покрыты ржаной соломой. Это был дом довоенного богача, конфискованный у него за крупное воровство и переданный дирекции МТС.

Соседка Варвара Максимовна Герасименко со своим сыном Владимиром пришла к нам. Плакала и говорила: «Немец кричал на нас «schnell weg!» (быстро прочь). Не дали одеться и обуться. Выгнали как есть на сорокаградусный мороз». Мама успокоила её, объяснила, что выгнали военные, а не сельское немецкое «правительство». Воинская часть обычно останавливается на один-два дня, потом уезжает дальше. Пока побудете у нас, а уедут немцы – вернётесь в свою квартиру.

Примерно в 10 часов вечера по нашей улице был совершён авиационный удар. Самолёт сбросил бомбы так близко, что весь дом дрожал, а со стен сыпалась штукатурка. Мы быстро оделись и побежали через луг к своим знакомым на улицу Низовая (сейчас ул. 60 лет Октября).

Возвратившись наутро, мы увидели, что бомбы падали вокруг дома: маленькая – у палисада, побольше – упала на огороде, а самая большая – через дом от нас. Там погибла женщина и её две дочери, дошкольницы. Труп одной из девочек взрывной волной отбросило далеко на огород и его нашли только в марте, когда начал сходить снег.

Связные нашего советского разведчика, оставленного в посёлке Волоконовка, нам объяснили, что бомбардировщик целился в наш дом, потому что в нём был размещён штаб немецкой армии. Советский разведчик был оставлен райкомом партии. Он знал немецкий язык, вошёл в доверие немцев и был в Волоконовке в период оккупации «большим» немецким начальником. Волоконовцы называли его Иудой, предателем, изменщиком…

Но на самом деле он очень помогал жителям через своих связных пережить период оккупации. Немецкое радио твердило, что Москва освобождена от «красной чумы», что скоро освободят Сталинград и так далее. Но связные нам объясняли, что это всё враньё, что идут бои под Москвой, большая группа немцев окружена под Сталинградом и что Красная армия движется к Победе.

Проспект Гая расположен недалеко от железной дороги. В годы Великой Отечественной войны её часто бомбили вражеские самолёты, так как по ней ходили воинские эшелоны. И мы, спасаясь от бомбёжек, уходили к своим знакомым, жившим на ул. Низовая или Надречная (ныне 60 лет Октября), в дом Акулины Олейниковой. Там было гораздо тише. День накануне освобождения, 20 января, был очень беспокойным. Часто налетали и бомбили посёлок немецкие самолёты, и мы с нашими соседями, как обычно, ушли на Низовую. Бомбоубежища не было, и мы все, вместе с её семьёй и другими гостями, находились в маленьком доме Акулины. Нас было 12 человек.

Ночью с 20 на 21 января начались бои за Волоконовку. Было очень страшно. Без конца слышались разрывы бомб, русских и немецких снарядов, трещали пулемёты. Взрослые всю ночь не спали.

Рано утром по посёлку проезжали наши разведчики на замаскированных белыми покрывалами лошадях и спрашивали: «Есть ли в домах немцы?». Но мадьяры, расквартированные в домах по улице Низовая, ушли ещё 18 и 19 января. Красноармейцы ехали от центра посёлка по направлению к хутору Заломное. Жители, кому удалось сохранить красные флаги, укрепляли их на своих воротах. Примерно через час после проезда разведчиков, мы услышали желанные, приближающиеся крики: «Ура!», «Ура!». Это наши родные доблестные воины, освобождая один за другим населённые пункты, вступили на территорию Волоконовки. В центре посёлка было много людей. Все радовались, поздравляли с победой и обнимали друг друга.

22 января в посёлке Волоконовка было тихо. Но освобождение района ещё продолжалось. На нашем огороде на проспекте Гая и на лугу (между проспектом Гая и улицей Низовая) через определённые промежутки были поставлены четыре дальнобойных орудия, из которых стреляли в сторону Красного Пахаря.

Буквально на следующий день после освобождения все жители приступили к восстановлению разрушенного народного хозяйства. От наших школ (большое и маленькое здания) осталась только кирпичная часть. Окон и дверей не было. На полу был слой штукатурки толщиной больше метра. Всё было восстановлено старшими школьниками, учителями и родителями. Я в тот год училась в 8 классе. Сначала отремонтировали небольшое здание, учились в три смены, а позже отремонтировали и основное. 

Через неделю после освобождения Волоконовки на полную мощность заработал ремонтно-механический завод (в то время МТС). Рабочие ремонтировали технику красноармейцам. В период оккупации работал только литейный цех, изготавливающий вилки и ложки, которые немцам были не нужны. Перед приходом фашистов все станки были спрятаны.

1 Мая колонна школьников и рабочих МТС шла на митинг под красными знамёнами, которые им удалось сохранить во время оккупации. Завуч средней школы Клавдия Михайловна Монькина, рискуя жизнью, хранила школьное знамя в подушке.

Жительница посёлка Волоконовка Валентина Петровна Холошина

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:03
Вячеслав Гладков сообщил о передаче более 9 тыс. огнетушителей в приграничные муниципалитеты региона
Материал
Общество20 ноября , 17:49
Вячеслав Гладков: серой зоны в Белгородской области не может быть
Материал
Общество20 ноября , 09:42
Белгородские школьники и студенты смогут присоединиться к «Зелёному Зачёту»