Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+1 °С, ясно
Белгород

Волокончанка Татьяна Степанова продолжила рубрику статей о БАМе

21 мая , 14:11Письмо в редакцию
Фото: Личный архив С.И. Лунёва

В этом году Байкало-Амурская магистраль отмечает золотой юбилей.

Байкало-Амурскую магистраль называют стройкой века. И это действительно так. Ведь БАМ – это не только 200 станций, 60 населённых пунктов, 4324 километра железных дорог от Тайшета до Советской Гавани, семь горных хребтов и 11 полноводных рек. Это самоотверженный труд двух миллионов человек, которые прибыли на легендарную стройку со всех уголков Советского Союза.

Сегодня уже полным ходом идут праздничные мероприятия, посвящённые золотому юбилею БАМа. 19 апреля в Белгородском областном краеведческом музее была открыта выставка «Даёшь БАМ!». Директор Белгородской региональной общественной организации «Бамовское содружество», которое существует с 2021 года, Валерий Конарев торжественно открыл это мероприятие под названием «Слышишь, время гудит – БАМ!». На стендах были выставлены фото, экспонаты, памятные знаки и наших волоконовских бамовцев. Здесь выступали те, кто прибыл с первым отрядом строителей, кто начинал с палаток и первого колышка, военные и транспортные строители. Особую атмосферу создал приехавший из Москвы автор и исполнитель песен о БАМе Николай Коробков, друг нашей бамовской семьи Морозовых из Пятницкого. Песни вернули участников мероприятия во времена комсомольской юности. Выставка будет работать в Белгороде до 20 октября.

22-24 апреля делегация бамовцев от Белгородской области из 15 человек была приглашена на праздничный концерт в Кремлёвский дворец съездов в Москве. Концерт и праздничные мероприятия были посвящены 50-летию БАМа. Мне посчастливилось побывать в составе делегации на таком значимом мероприятии. В составе делегации были строители бама с первых комсомольских отрядов и те, кто внёс значительный вклад в великую стройку.

Президент России Владимир Путин поздравил всех присутствующих с таким грандиозным событием. Он подчеркнул огромную роль БАМа в жизни страны, особенно в настоящий момент. Пожелал каждому из нас здоровья и благополучия. В концерте приняли участие самые любимые артисты: Юрий Антонов, Александр Маршал, Олег Газманов, Николай Басков, Лариса Долина, Пелагея, Ирина Аллегрова, Стас Михайлов и другие.

24 апреля был организован праздничный ужин с председателем содружества Е.В. Басиным. За ужином все говорили о дороге нашей молодости, поздравляли друг друга, вспоминали юность. Все делегаты Белгородской области были награждены юбилейной памятной медалью «50 лет БАМу». Остальные строители из нашего региона будут награждены такой медалью на местах. Для участников встречи в Кремле были организованы экскурсии по Москве. Впечатлениям, эмоциям, радости от встреч и увиденного не было предела. Это огромный заряд энергии, бодрости духа на долгое время.

Конечно же, грандиозная стройка не обошлась и без участия жителей Белгорода, Белгородских районов, в том числе и нашего, Волоконовского. 26 волоконовцев являются членами бамовского содружества. Возможно, и ещё есть люди, кто участвовал в этом событии века. Просим не молчать, присоединяться к нам. Сегодня своими воспоминаниями делится Владимир Михайлович Михайлов из села Осколище и Пётр Николаевич Волошин из посёлка Пятницкое.

Фото: Личный архив В.М. Михайлова

«Что такое комсомольский  задор, романтика и стройка, я знал не понаслышке. Учась в Ташкентском институте инженеров железнодорожного транспорта, я в 1977 году побывал на Дальнем Востоке, в студенческом строительном отряде. Станция Бекатин, угольный разрез. После окончания института работал в городе Иркутске, оттуда и ушёл в армию. И вот, в 1979 году, ехал в поезде вместе с шахтёрами с Украины. Они ехали строить Северомуйский тоннель на БАМе. Это и определило мою дальнейшую судьбу. Из Иркутска на комете до Нижне-Ангарска, затем на бензовозе до посёлка Тоннельный. И вот я уже строитель БАМа. Устроился в тоннельный отряд № 18 Управления «Бамтоннельстрой». Вначале работал механиком шахтной поверхности, затем проходчиком в забое. Конечно, этот тоннель не только самый длинный в мире – 15 км 343 м, но и самый сложный. По условиям строительства он не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подводных вод, обвалы, разломы. Это было испытание не только для техники, но и для людей. Я попал туда как раз после трагических событий, когда погибла целая бригада  проходчиков. Я работал в знаменитой бригаде Николая Дроваля, уроженца Житомирской области, дважды орденоносца: в 1977 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1985 году – орденом Ленина. Работали мы в забое по-ударному, выполняли нормы, делали рекорды. Приходили домой, спали, и снова в забой. Труд нелёгкий, требовались физическая выносливость, оптимизм и большая работоспособность. Но мы были молоды, и нам всё было по плечу. Я чувствую себя счастливым, вспоминая те дни. Отношения между людьми были особенные – дружелюбные, искренние. Я хорошо помню всех, с кем рядом работал в забое. Многих уже нет в живых.

В 1985 году я уезжал с БАМа на два года – строить тоннель в Днепропетровске. Но потом, в 1987 году, вновь вернулся на Северомуйский тоннель и работал снова на проходке до конца 1989 года. Затем строил тоннель на Ангаре на Богучанской ГЭС. Но Северомуйский тоннель особо памятен для меня», – поделился Владимир Михайлов.

Фото: Личный архив П.Н. Волошина

«В моей биографии БАМ занял особое, я бы сказал, почётное место. Хотя и отработал там всего два года. Но по воспоминаниям, впечатлениям, это были счастливые дни и незабываемое время. В ноябре 1984 года мы с другом Леонидом Махортовым решили ехать на великую стройку, зная, что в посёлке Тоннельный работают наши земляки – Владимир Михайлов и Сергей Лунев. Но то ли это был конец года, то ли был большой наплыв желающих, я никак не мог устроиться на работу, аж до Витима доехал.

Но немного времени спустя устроился в МК-140 в посёлке Новый Уоян. Эта мехколонна относилась к тресту «Нижнеангарсктрансстрой», в составе которой было 14 таких. Все занимались отсыпкой полотна. Вначале был техником-электромехаником, потом прошёл курсы экскаваторщиков. Трудился вахтовым методом по трассе, в Таксимо мы вели отсыпку под железнодорожный вокзал. Техника была вся импортная, хорошая, новая. Везде царил какой-то комсомольский задор, энтузиазм. В командировках был на Байкале, природа там очень красивая – сопки, тайга. Запомнилось ещё то время, когда нас, как шефов, отправляли в совхоз на сенокос в село Кумора Северо-Байкальского района. Там была такая удивительная  рыбалка – щука, окунь, на озере Иркана. Какое-то особое магическое место, где вызревало всё: и арбузы, и помидоры. За этот шефский труд я был премирован покупкой мотоцикла «Урал», который позже я привез в Пятницкое. На БАМе поражали человеческие отношения – жили как одна семья, и помогали, и дружили. Хотя я и недолго там был, но для меня это важно и памятно.

История БАМа созвучна истории страны. Это наша гордость. Сегодня по БАМу ежесуточно проходят восемь поездов, объемы перевозок составляют 12 млн тонн грузов в год. Запущен новый комплексный железнодорожный проект «Восточный полигон». Это дорога в будущее. И во всем этом есть и наш вклад, дорогие бамовцы», – рассказал Пётр Волошин.

Ветеран БАМа, член Союза журналистов РФ Татьяна Степанова.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:03
Вячеслав Гладков сообщил о передаче более 9 тыс. огнетушителей в приграничные муниципалитеты региона
Материал
Общество20 ноября , 17:49
Вячеслав Гладков: серой зоны в Белгородской области не может быть
Материал
Общество20 ноября , 09:42
Белгородские школьники и студенты смогут присоединиться к «Зелёному Зачёту»