Василий Чуйков – выдающийся военачальник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (1944 г. и 1945 г.), а в 1955 году он стал маршалом. Главнокомандующий советских оккупационных войск в Германии с 1949 по 1953 годы, командующий Киевским военным округом с 1953 по 1960 годы, главнокомандующий Сухопутными войсками СССР – заместитель министра обороны СССР с 1960 по 1964 годы, начальник войск гражданской обороны СССР с 1961 по 1972 годы, член ЦК КПСС с 1961 по 1982 годы.
Видные военачальники говорили о Чуйкове так: «Энергичный, решительный, смелый и требовательный генерал. Всесторонне развитый и культурный. Настойчив, дисциплинирован, инициативен, требователен к себе и подчинённым, смелый и храбрый, по характеру твёрдый и вспыльчивый. Проявляет заботу о подчинённых. Среди личного состава пользуется заслуженным авторитетом и уважением. До дерзости смелый в принятии решений, обладающий поистине железной волей».
Портрет будет неполным, если не рассказать, хотя бы кратко, о биографии и боевом пути Василия Ивановича Чуйкова. Родился он в селе Серебряные пруды Веневского уезда Тульской губернии, в простой крестьянской семье, где было восемь сыновей и четыре дочери. С детства помогал родителям по хозяйству. Окончил четыре класса церковно-приходской школы (1907-1911 гг.) В 12 лет уехал на заработки в Петроград, стал учеником в шпорной мастерской. В 1917 году служил юнгой отряда минёров в Кронштадте.
В 1918 году курсант Первых московских военно-инструкторских курсов Василий Чуйков уже подавлял контрреволюционный мятеж левых эсеров в Москве. Затем его отправили на поля сражений против белогвардейских войск. В 19 лет он заменил раненого в бою командира полка и воевал в этой должности до 1921 года.
Во время Гражданской войны был ранен четыре раза: на Восточном фронте под Елабугой его ранили в руку, в июле 1919 года на Восточном фронте у села Муслюмово ранен в ногу, в мае 1920 года на Западном фронте под Лепешем получил ранение в ногу, в сентябре 1920 года на Западном фронте под городом Остров – ранение разрывной пулей в плечо. Был награжден двумя орденами Красного Знамени, именными золотыми часами и золотым оружием. После Гражданской войны продолжил службу в Красной Армии.
В январе 1922 года был командирован на учёбу в Военную академию РККА на основной факультет, затем проходил обучение на восточном факультете. В 1927 году его направили в командировку в Китай, затем проходил службу на Дальнем Востоке, участвовал в походе в Западную Белоруссию, участвовал в Советско-финляндской войне, при этом постоянно повышал свой профессиональный уровень. Кадровый военный Василий Чуйков с июля 1942 года по 1946-й год командовал 62-й армией, ставшей впоследствии 8-й гвардейской, особо отличившейся в Сталинградской битве. Именно здесь Василий Чуйков вводит тактику ближнего боя. Советские и немецкие траншеи располагались на расстоянии броска гранаты. Это затрудняло работу немецкой авиации и артиллерии, те попросту боялись попасть по своим. Несмотря на то, что превосходство 6-й полевой армии под командованием генерала танковых войск Фридриха Паулюса в живой силе было очевидно, советские войска постоянно контратаковали, причем, преимущественно ночью. Это давало возможность отбивать оставленные позиции. Для Красной Армии бои в Сталинграде были первыми серьёзными боями в городской черте. С именем Василия Чуйкова связывают и появление на фронте специальных штурмовых групп.
Василий Чуйков никогда не отступал и никому не сдавался, всегда был на переднем рубеже, за что его уважали простые солдаты. Под бомбёжками и обстрелами находился вместе с бойцами своей армии. Слава к Чуйкову пришла именно в Сталинграде. Ему принадлежат ставшие легендарными слова: «За Волгой для нас земли нет».
Солдаты называли Чуйкова «Генерал Штурм», поскольку он довёл до совершенства тактику штурмовых групп и уличного боя. Красноармейцы по развалинам и подземным тоннелям проникали в тыл к фашистам и наносили неожиданные удары. Этот опыт позднее использовался при штурме других городов, включая Берлин.
Мать Василия Ивановича была верующей женщиной. Её религиозность передалась и будущему военачальнику. В партийном билете Василий Иванович носил написанную от руки молитву и нательный крестик, который передала ему мать перед тем, как он отправился в Сталинград. В 1943 году на Украине он вместе с солдатами попал под бомбёжку. Сразу несколько немецких самолетов нанесли удары по укрытию, где находился Чуйков. Военачальник прижался к стене и простоял так, пока бомбёжка не прекратилась. Отойдя от стены, он заметил, что она вся в осколках, кроме того места, где он находился.
«Напряжение страшное, рук не могу разомкнуть, и тут чувствую, что меня Бог спас. Хочу перекреститься, а кулак не разжимается: руки от напряжения сведены судорогой. А может от волнения. И тогда я кулаком перекрестился. Потом это вошло в привычку – на Днепре, Висле, в Берлине», – вспоминал он впоследствии.
Про генерала Чуйкова говорили, что он воюет в белых перчатках. На самом деле в дни обороны Сталинграда Василий Иванович страдал от страшной экземы, болезнь обострялась на нервной почве. Руки генерала трескались и кровоточили, медики в перерывах между боями перевязывали их бинтами. После Сталинградской битвы болезнь отступила, но миф о белых перчатках просуществовал ещё долго.
Единственный маршал, похороненный вместе со своими бойцами. Василий Иванович Чуйков принимал участие в первом Параде Победы 24 июня 1945 года. Для этого ему специально сшили парадную форму, которая на нём сидела как влитая, поскольку он был крепким физически, рассказывал его внук Николай. Как вспоминал Всеволод Вишневский, при подписании капитуляции Германии на подиуме Чуйков на радостях сделал переднее сальто в свои сорок пять лет. У него была блестящая физическая подготовка, координация движений.
В Великой Отечественной войне принимали участие все семь братьев Чуйкова. Все они выжили, несмотря на то, что находились на передовой.
Отойдя от воинской службы, Василий Иванович вёл активный образ жизни – часто бывал в войсках, на учениях (в том числе в подразделениях своей родной 8-й гвардейской армии), общался с молодёжью, посещал военные училища и школы, занимался литературным трудом. Его перу принадлежит ряд воспоминаний о Великой Отечественной войне. До последних дней жизни являлся председателем совета ветеранов 62-й армии (8-й гвардейской армии).
В последние годы жизни маршал плохо себя чувствовал и постоянно вспоминал погибших солдат. Перед смертью он написал письмо Генеральному Секретарю Центрального Комитета Коммунистической партии Леониду Ильичу Брежневу с просьбой похоронить его в братской могиле на Мамаевом кургане, а не у Кремлевской стены: «…Чувствуя приближение конца жизни, я в полном сознании обращаюсь с просьбой: после моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован 12 сентября 1942 года мой командный пункт. С того места слышится рёв волжских вод, залпы орудий и боль сталинградских руин, там захоронены тысячи бойцов, которыми я командовал…». Его просьбу выполнили. Так Чуйков стал единственным маршалом, похороненным вместе со своими бойцами.
Иван Цымбалистенко, преподаватель-организатор ОБЗР Ютановского агромеханического техникума.