В одном маленьком хуторе Волоконовского района численностью всего лишь с полсотни человек, живут по соседству две дамы уважаемого возраста. Тихое место вдали от шумной суеты райцентра, казалось бы, само за себя говорит, что и жизнь здесь протекает тоже тихо. Но это лишь внешнее, первое впечатление. Порой между селянами, большая часть которых являются старожилами населённого пункта и которые знают друг друга практически всю жизнь, нет-нет, да и «кошка пробежит», ну или непривязанная собака.
Так и произошло с упомянутыми выше двумя женщинами, ставшими впоследствии фигурантами судебного разбирательства: одна – в качестве потерпевшей, а другая – ответчиком. Случай, произошедший с ними, разбавил их спокойные деревенские будни нотками взаимной неприязни, обиды и злобы, желанием найти справедливость с одной стороны и найти себе оправдание – с другой. А дело было так…
Одним летним вечером потерпевшая (назовём её Лилия) ехала на велосипеде домой. Её соседка по улице, ставшая впоследствии ответчиком в суде (назовём её Евдокия), в это время беседовала возле своего двора с приятельницей. Женщины сидели на скамье, в ногах хозяйки уютно устроились её домашние питомцы, две собаки – Шарик и Барбос. Любимым четвероногим друзьям жилось на хуторе вольготно, на привязи они не сидели, а потому вместе с родным двором своей территорией, видимо, считали и расположенную рядом дорогу, а может быть, и всю улицу целиком. Бог весть, что у животных в голове, но Лилии на её двухколёсном транспорте они всякий раз не давали проходу – громко лаяли, бежали следом, пытаясь укусить. А в этот вечер их попытки увенчались «успехом». Сорвавшись с места, парочка хвостатых бросилась вдогонку велосипедистке, и одна из собак укусила её за ногу. Женщина вскрикнула от боли и испуга. Слезла с велосипеда и как можно скорее попыталась найти спасение у себя во дворе.
Хозяйка собак на просьбы соседки привязывать любимцев всегда считала её претензии глупыми и необоснованными. Дескать, что их привязывать, собачки небольшие, никому ничего плохого не делают. Ну, подумаешь, лают! Все собаки лают, и что? После случившегося она поспешила загнать Шарика и Барбоса домой, а вместе с ними и сама ретировалась, не предложив покусанной соседке помощи и даже не извинившись.
В очередной раз «собачиться» с соседкой Лилия видела бессмысленным, но обида, терзавшая её, и страх выйти на улицу, не давали покоя. Тогда потерпевшая обратилась в суд.
Исследовав обстоятельства по представленным обеими сторонами доказательствам, суд признал заявленные требования обоснованными. В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан. Часть 6 ст.13 указанного закона устанавливает запрет на выгул потенциально опасных собак без намордников и поводка. Ответчица указанные требования закона нарушила, но вину свою на заседании не признала. Суд постановил взыскать с владелицы четвероногих компенсацию морального вреда в размере 25 тыс. рублей в пользу потерпевшей.
Есть версия, что для собак, как и для большинства других животных, механизмы на колёсах – это не какие‑то механизмы, а живые существа. Агрессивные и быстро передвигающиеся. Инстинкт защиты собственной территории заставляет их показать свою реакцию на их «вторжение».
Но это неточно… Так или иначе, человек в ответе за тех, кого приручил.