Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08:30, 28 июля 2019

Больше, чем магазин. Волоконовские работники торговли отметили профессиональный праздник

Больше, чем магазин. Волоконовские работники торговли отметили профессиональный праздникПредприниматель Ирина ТишкевичФото: Наталья Коломыц
  • Статья

Ирина Тишкевич организовала в отдалённом селе доставку продуктов на дом.

Торговля плотно вошла в жизнь человечества с того самого момента, когда произошло разделение труда и люди стали обмениваться плодами собственного производства. Сейчас это важная часть экономики государства и неотъемлемая повседневность любого человека.

Ведь, согласитесь, не проходит и дня, чтобы мы не забежали по пути домой в торговую точку, неважно, большой супермаркет или маленький магазин у дома, чтобы купить, как минимум, хлеба. В погоне за потребительским спросом сервисы торгового обслуживания, кажется, уже достигли максимального совершенства. И одним из главных векторов их развития, безусловно, является удовлетворение потребностей клиента.

После покупок через Интернет и доставки пиццы на дом, ещё одним способом облегчить жизнь покупателей стала «Доставка продуктов питания». Забиваешь одноименный запрос в поисковой строке – и получаешь целый список компаний, занимающихся доставкой продуктов и товаров повседневного спроса. В больших городах этим никого не удивишь, а вот новость о том, что подобная услуга уже год активно работает в отдалённом селе нашего района, заставила нас отправиться туда и разузнать всё поподробнее.

«Если Магомед не идёт к горе…»

Больше, чем магазин. Волоконовские работники торговли отметили профессиональный праздник - Изображение Фото: Наталья Коломыц

Создатель необычного для сельской местности сервиса Ирина Тишкевич сразу оговаривается, что организовать подобную форму торговли ей пришлось не из праздного желания увеличить продажи или блеснуть оригинальностью среди собратьев по торговому делу. Территориальная отдалённость Успенки, где расположился её небольшой магазин, и малочисленность населения диктуют бизнесу свои правила.

«Жителей здесь становится меньше – молодёжь уезжает из глубинки, старики – сами понимаете… Соответственно, число покупателей тоже не растёт. Раньше в селе ещё работали четыре автолавки, но они стали убыточными. Я тоже подумывала закрыть магазин. Но принять такое решение оказалось непросто, ведь здесь люди живут. Для большинства это единственный источник товаров первой необходимости, – рассказывает мне предпринимательница, пока мы мчим на её авто в Успенку – сегодня туда надо доставить фрукты и овощи.

Уверенной твёрдой рукой она держит не только руль, за которым уже 20 лет, но и дело, которым занимается 12. До этого работала на заправке в родном Пятницком.

«Помню, ехали как‑то с дочкой на машине из Волоконовки и разговорились, что как было бы здорово открыть собственное дело. Я тогда загорелась этой мыслью» – делится предприниматель.

«Начинала ни с чего. Взяв в долг у знакомых, в 2007 году открыла небольшой ларёчек в Козловке. Торговля там шла не очень, и со временем пришлось закрыться. Потом открыла магазин в Погромце, там село побольше. И три года назад решила купить ещё в Успенке. Взяла ссуду, постепенно выплатила её, и вот теперь работаю», – вспоминает Ирина Ивановна.

Наверное, какая‑то предпринимательская жилка, ждавшая своего часа, в своё время не дала героине нашего рассказа завершить учёбу в музыкальном училище Белгорода, направив её из нежного и духовного мира музыки в сферу сурового бухгалтерского учёта, но оставив при этом душевное отношение к своему делу. Ведь, будь у неё в голове только сухой финансовый расчёт, дела в Успенке могли бы обстоять иначе.

«Когда я раздумывала над закрытием магазина, люди начали бастовать. Администрация организовала сход граждан, на котором мы с жителями договорились, что магазин останется. В общем, уговорили меня, но предложили «взять под крыло» жителей отдалённых улиц, которые сами не имеют возможности добраться за покупками. Тогда и родилась идея организовать доставку.

Сказано – сделано. И на дверях магазина появилось объявление о подработке для человека с личным автотранспортом. На него откликнулась милая девушка Елена, местная жительница. На собственных «Жигулях» она два раза в неделю отправляется в объезд по отдалённым улочкам.

Доставка в итоге оказалась двух видов: или продукты едут к заказчику, или заказчик едет к магазину, прямо как в известной пословице: «Если Магомед не идёт к горе, то гора идёт к Магомеду».

Жаловаться не можем, только радоваться

За разговором время в дороге пролетает быстро, и вот мы уже на месте. В магазине всех приветливо встречает продавец Людмила Зуева. Свою продуктовую корзину пополняет местный житель дядя Вася (так он представился, видимо, решив оставить немного загадочности своей персоне). Но мнением о магазине всё‑таки поделился:

«Хлеб всегда свежий, цены адекватные, продавцы отличные, и от дома идти недалеко – через речку перешёл и на месте. Что ещё нужно?», – задал он риторический вопрос и удалился вместе с покупками по своим делам.

Беседу с продавцом прервал грохот чего‑то тяжёлого, ударившегося об пол, и облегчённый возглас «Фууух!» – хозяйка закинула в магазин первый ящик с помидорами (25 кг!) и тут же отправилась обратно к багажнику своего авто за фруктами.

Больше, чем магазин. Волоконовские работники торговли отметили профессиональный праздник - Изображение Фото: Наталья Коломыц

Следом зашли две женщины, но делать покупки не спешили, а просто присели на стульях для посетителей и завели разговор. В этот день вместе с другими односельчанами они собирались на похороны. Те, кто хотели проводить земляка в последний путь, встречались в магазине, а к назначенному времени все вместе собирались отправиться к двору, где жил покойный. В своих разговорах вспоминали о нём, обсуждали и другие новости. Становится понятно, что магазин в маленькой деревне – это нечто большее, чем место, где можно купить продукты. Это место для живого общения и встреч.

Вслед за помидорами в магазин перекочевали дыни, а затем бананы. Минут через пять у порога из машины курьера высадился «покупательский десант» с отдалённой улицы:

«Мы ведь пожилые, а до магазина 3 км, и ближе ничего нет. На нашей улице много стариков, кто‑то уже с трудом передвигается. Ассортимент в магазине хороший, продавцы уважительные. Всё, что закажешь – привезут, даже краску или цемент. Жаловаться не можем, только радоваться», – рассказала одна из пассажирок, Евгения Ситникова.

К её словам присоединилась и вторая женщина, Валентина Григорьевна Будыльская:

«Леночка у нас золотая. И уважительная, и сумку поможет донести до машины. Дай ей Бог здоровья. Мне ведь уже 81 год. Как хорошо, что есть такая помощь!».

Покупатель Валентина Будыльская Покупатель Валентина Будыльская / Фото: Наталья Коломыц

Список постоянных клиентов «службы доставки» уже сформировался. В него входят пять человек. Тех, кто в состоянии передвигаться, привозят в магазин, а тем, кто не может, доставляют продукты по представленному списку на дом, строго отслеживая сроки годности, товарный вид и особые пожелания.

«Стараюсь, чтобы в ассортименте всё было. Бывает, звонит продавец и говорит, бабушка просила то‑то. Если в моих силах, я обязательно стараюсь привезти пусть даже в единственном экземпляре. Доставка на цены не влияет, также как и работа курьера. Стараешься для жителей», – пояснила Ирина Ивановна.

Маленьким сельским магазинчикам трудно бороться с сетевыми магнатами. Сейчас практически у каждого своя машина во дворе, и ничего не стоит смотаться в ту же «Пятёрочку» или «Магнит».

«При всем желании даже в ценах трудно с ними соперничать, и это не потому, что предприниматели хотят «содрать» с покупателей побольше денег. Просто мы попадаем в замкнутый круг: поставщики отказываются везти нам товар меньше определённой суммы, а мы не можем заказать больше, поскольку покупателей мало, всё не разберут. Плюс далеко не все поставки ходят в отдалённые сёла, приходится самостоятельно закупаться на базах. Поэтому цены варьируются. Но, тем не менее, мы стараемся держать их на адекватном уровне. Накрутка на каждый товар фиксированная – 15%, 17 %, на сигареты – 7%. Больше не сделаешь – закон», – провела краткий ликбез по торговле Ирина Ивановна.

Работа в торговой сфере держит всё время в напряжении и не даёт расслабиться. Если в магазине что‑то кончилось, надо сразу восполнять пробел, потому как, не найдя нужного товара раз или два, клиент пойдёт в другое место. Конкуренция, как известно, не дремлет. В одном Погромце, к примеру, целых четыре магазина.

Два белого, один чёрный и «Ромашка»…

Пока приехавшие бабушки отовариваются, мы вместе с Еленой отправляемся за заказом к другой клиентке и по пути общаемся.

 «Поначалу желающих пользоваться данной услугой было больше, но у многих дети и внуки приняли решение, что сами будут привозить своим пожилым родственникам необходимые продукты. Так остались с улицы Привольной три человека и два с Заречной», – рассказывает Лена.

Подъезжаем к небольшому домику. Хозяйка уже знает, что должны к ней приехать, и буквально через полминуты отворяет калитку. Видя, что её долгожданный курьер сегодня не одна, а в компании человека с фотоаппаратом, немного настораживается. Но после знакомства с удовольствием передаёт слова благодарности через районную газету.

«Молодцы, не обижают нас. Всегда всё свежее, хорошее. Леночка может меня бы и повезла, но я и в машину не залезу – ноги болят. Раньше автолавка была, а как её не стало, доставка стала настоящим спасением, особенно зимой», – говорит Екатерина Григорьевна Кондратенко.

«Зимой боюсь сама ездить. Дороги чистят, но всё равно бывает, где и застрять можно. Поэтому с мужем езжу. Он работает сутки через трое, и если его смены совпадают с днями доставки продуктов, тогда меняем график объезда» – добавила Лена.

Покупательница заранее продумала и подготовила список всего необходимого.

«Леночка, хлеба мне возьми, два белого, один чёрный, «Ромашку», пачку чая, рыбу, мороженое, котлеты, молоко, печенье».

Список принят, и мы едем назад.

«Эта бабушка предпочитает Ливенский белый хлеб, поэтому я заранее говорю продавцам, чтобы отложили. За время работы уже успела выучить предпочтения всех клиентов. Знаю, кто какой фирмы чай любит или кофе. В общем, понимаю их с полуслова».

Теперь задача курьера – вернуть клиентов из магазина домой, а затем доставить последний заказ на дом. Отчасти, эта услуга похожа на функции социального работника, но её взяла на себя неравнодушная предпринимательница, совершая тем самым доброе и полезное дело.

Вместе с Ириной Ивановной мы возвращаемся назад: я в редакцию, а она на свою вторую точку в Погромец. Там тоже много дел, переделав которые, нужно успеть ещё побыть дома хорошей хозяйкой, любящей и заботливой женой, мамой и бабушкой. Как она только всё успевает?!

По пути я подумала, что выражение «Социально-ответственный бизнес» я слышала много раз, а сегодня, кажется, увидела его вживую.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×