Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
Баннер лидеры
09:54, 04 февраля 2021

Волокончанин водолаз-глубоководник — о своей малой родине

Волокончанин водолаз-глубоководник — о своей малой родинеНадежда Михайлова и Алексей СальковФото: Анна Шевченко
  • Статья

В своё время село Красное Городище процветало, а сейчас жители покупают хлеб в автолавке два раза в неделю.

Помещик Юрий Шидловский выбрал эти окрестности, изобилующие родниками, для своих переселенцев. Вместе с ним они прошли большой путь, делили радости и горести. За всю историю села Красное Городище его главным богатством были и остаются люди. Говорю это не для красного словца. Благодаря селянам, в былые годы деревня процветала, а в настоящее время хотя бы просто живёт. Об укладе жизни в те годы мне рассказал уроженец села Пётр Щёголев.

«Мой дед, потомственный казак, работал у барина кучером. Жил пан в добротном доме. В его крепком хозяйстве было три пруда (выращенную рыбу он делил на всех), и больница, в которой селяне бесплатно поправляли своё здоровье. Если вдруг семья лишалась коровы, он разрешал выбрать кормилицу из общего стада. В годы революции Шидловский покинул село, а в 1928 году в его усадьбе разместилась коммуна «Красное Городище» – община совместно живущих людей. Они имели общие интересы и собственность – построили дом на 20 семей, мельницу, свинарник, приобрели тракторы «ХТЗ» и «Фордзон». В годы сплошной коллективизации коммуна распалась, а городищане перешли в образовавшийся колхоз «Верный путь». Дом коммунаров и фермы снесли, из стройматериалов в 1936 году в селе построили клуб. Первым председателем колхоза избрали Митрофана Салькова, кстати, родственника Алексея Салькова, мастера столярных дел (с ним я встретилась позже. Прим. автора). Красное Городище крепчало. Люди не задумывались, хорошо живут или плохо. Просто жили, трудились, растили детей, в каждой семье воспитывалось не менее пяти ребятишек. За многочисленность населения нас называли «китайцами», а село – «Шанхаем», – рассказал Петр Щёголев.

Его родители, Матрёна и Семён Щёголевы, дали жизнь 11 детишкам. За материнский подвиг женщина была удостоена медали «Мать-героиня». В конце 60-х – начале 70-х годов молодёжь из глубинки стала уезжать поближе к цивилизации. Уехал и мой собеседник. О том, как сложилась его судьба, Петр Щёголев написал в одном из своих стихотворений:

Я очень рано покинул отчий дом,

В ту пору мне пятнадцать миновало.

Меня благословили мать с отцом,

И «В добрый час!» мне бабушка сказала.

Вдруг клич тревожный паровозного гудка

Мне к взрослой жизни первый шаг отмерил.

Я помню, как отцовская рука

Меня направила к вагонной двери.

И стук колёс со стуком сердца совпадал,

Передо мной стелился путь мой длинный.

И я тогда совсем не понимал,

Что из подростка становлюсь мужчиной.

Я стал строителем в семнадцать лет,

В стенах домов мой след неизгладимый.

То было время моих маленьких побед –

Впервые был влюблён и был любимым.

Но вот, после счастливых двух годков,

Меня позвал простор мой синеглазый.

После пяти комиссий флотских докторов

Я был направлен в школу водолазов.

Выйдя на заслуженный отдых, водолаз-глубоководник первого класса переехал на постоянное место жительства в посёлок Пятницкое. Много лет Петра Щёголева не покидала мысль посвятить своей малой родине стихотворение (в газете оно уже было опубликовано). А ещё он хочет восстановить историческую справедливость – собрать сведения о фронтовиках и установить в центре села мемориальную доску в память об односельчанах, не пришедших с полей сражений и умерших в мирное время. Пётр Щёголев – человек беспокойный, инициативный, настойчивый и по‑хорошему упёртый, и если начал дело, то обязательно доведёт его до конца.

«Помню, как вечернюю тишину в нашем селе нарушал надрывный плач жён и матерей. Из каждого дома мужчины ушли на фронт и почти в каждый дом не вернулись. Судьба одной только Марии Верещагиной может стать сюжетом для написания книги. В войну она лишилась мужа, а после пережила трагическую гибель двоих сыновей», – сказал мой собеседник.

Надежда Распопова и Татьяна Афанасьева Надежда Распопова и Татьяна Афанасьева / Фото: Анна Шевченко

«А ПОМНИТЕ БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА?»

«Чего у нас только не было: ясли, клуб, школа, столовая, молочнотоварная ферма, птичник, свинарник, колхозный фруктово-овощной огород», – обратился к односельчанам Алексей Сальков.

Сейчас в деревне с пятью десятками дворов никто не унывает, все понимают, что к старому возврата нет. Стараются жить так, как диктует время.

«С 15 лет до самого выхода на заслуженный отдых без выходных, праздников и отпусков я трудилась в родном селе», – поддержала разговор Надежда Распопова, родная сестра Алексея Салькова.

В свои молодые годы селяне не променяли тихую, размеренную жизнь на городскую суету. Сейчас для счастья им не хватает одного.

ЗА ХЛЕБОМ – В АВТОЛАВКУ

С закрытой дверью в центре села стоит магазин, который индивидуальный предприниматель продаёт. «Как только откроют торговую точку, так люди к нам и потянутся», – искренне надеются односельчане. Как известно, человек живёт надеждой, а мечтам иногда свойственно сбываться. А у городищан одно на всех желание – хлеб покупать не два раза в неделю в автолавке, а каждый день в магазине. Ещё есть небольшая просьба, чтобы один раз в месяц к ним приезжал специалист, который бы на месте принимал оплату коммунальных услуг. За последние десять лет на постоянное место жительства в эти края переехало только две молодые семьи, коренные жители – пенсионеры. Добраться своим ходом в Покровку многим сложно, а кому‑то и вовсе невозможно.

Вот так, словно защищённое от внешнего мира, село живёт своей жизнью. И не будет той жизни конца, пока трудолюбивые и настойчивые селяне не опустят руки.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×