Крупнейшее в истории войн воздушное сражение развернулось в небе над Кубанью. По масштабу его сравнивают с Курской битвой с той лишь разницей, что вместо тысяч танков в смертельной схватке сошлись тысячи самолетов. Основной накал воздушных сражений пришелся на Таманский полуостров весной 1943 года. В небе над Кубанью и Черноморским побережьем наши авиаторы проявили мужество и героизм. Победа досталась дорогой ценой, более 1000 пилотов не вернулись с боевых заданий. В их числе и наш земляк – Герой Советского Союза Николай Никитович Калинин.
Родился Николай Никитович 22 апреля 1922 года в хуторе Второй Волчий Волчье-Александровского сельского поселения. Окончил семь классов местной школы. С 1937 по 1938 год работал счетоводом сельсовета. Затем, успешно окончив Ирменское горнопромышленное училище, трудился в Донбассе на шахте и одновременно учился в Луганском аэроклубе. Осенью 1940 года его призвали в армию. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Окончив Краснодарское военное авиационное училище, в мае 1943 года он прибыл на Северо-Кавказский фронт. В сентябре этого же года молодой летчик Калинин участвовал в боях на Таманском полуострове в составе 210-го штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиадивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. Совершил 23 боевых вылета, во время которых проявил лётное мастерство, смелость, отвагу, выдержку при нанесении ударов по врагу. Через три месяца боевой работы был удостоен первой правительственной награды – ордена Красного Знамени.
Николай Калинин часто повторял: «Сам погибай, но товарища выручай». Этому правилу он следовал всегда. Так было и при спасении своего командира эскадрильи Григория Сивкова. 17 сентября 1943 года во время боевого вылета самолет командира был подбит. Николай Калинин совершил посадку и забрал сбитого летчика и его воздушного стрелка.
Этот эпизод Григорий Флегонтович описал в своей книге «Готовность номер один»: «Коля Калинин хороший летчик, умный, спокойный парень. Но сесть на маленькую площадку, да еще на территории противника, – совсем не так просто. Тут надо обладать железной выдержкой и сознательно принять решение добровольно полезть дьяволу в пасть, которая в любой момент может захлопнуться: достаточно одной пули из автомата в баллон колеса – и уже не взлетишь!» Но Николай Калинин и его воздушный стрелок, рискуя собственными жизнями, сели на вражескую территорию и спасли товарищей.
Семнадцатого сентября 1943 года мы получили задачу четвёркой «илов» бомбить уходящие эшелоны противника в районе станции Джигинская (южнее Темрюка). Я был ведущим, за мной летели Марков, Антонов, Калинин. Мы подошли к цели. На станции увидели несколько эшелонов, в том числе два с паровозами. Так как мы не знали, откуда будут бить зенитки, то решили над целью долго не задерживаться, а с ходу обстреливать станцию, разбомбить эшелоны, развернуться на 180 градусов, ещё раз прочесать эшелоны пушечным огнём и уйти домой. Едва мы успели сбросить бомбы и начали разворот, как справа и слева заработали зенитные орудия. Один снаряд угодил в мотор моего самолёта. Я знал, что без охлаждения мотор вот-вот перегреется и остановится. Решаю: быстро перейти на бреющий полёт, оторваться от ураганного огня, а затем лететь на север, чтобы добраться до Кубани. Вижу, до линии фронта не дотянуть. Скорость катастрофически падает…
Увидев впереди довольно ровную площадку, я пошёл на посадку. Вместе с воздушным стрелком Степаном Пластуновым выбрались из кабины, огляделись – никого.
– Что будем делать? – спрашивает Пластунов.
— Давай прятаться, пока не поздно, – ответил я.
Видим – над нами кружат Калинин и Марков: накренив самолёты, смотрят, что с нами. «Может, кто из них рискнёт сесть», – подумали мы. Но Марков покачал крыльями: не могу, дескать. У него, как потом узнали, был перебит подкос шасси, колесо не выпускалось.
А Коля Калинин пошёл на посадку. Сделал первый заход – неудача. Ушёл на второй круг, и опять не получилось. Площадка маленькая, на неё и опытному лётчику трудно приземлиться. Мы потеряли всякую надежду. Спрятавшись в камышах, на всякий случай, решили ещё раз выглянуть. Смотрим: самолёт Калинина уже катится по земле, только с другой стороны! Оказывается, упорный лётчик зашел против ветра. Ему мешали провода. Он зацепил их стойками шасси, порвал и благополучно посадил самолёт. Николай послал своего воздушного стрелка Татаренко поджечь мой самолёт, лежавший неподалёку, чтобы он не достался врагу. Мы с Пластуновым выбежали из камышей, где прятались, вскочили на крыло калининского самолёта. И тут фашистские миномётчики, находившиеся где‑то поблизости, открыли огонь. Разрывы мин приближались к нам. Вот-вот накроют. Но Калинин уступил мне место, самолёт успел взлететь. Мы были спасены… Я прошёл всю войну. Сделал 247 боевых вылетов. Мне пришлось сменить ни один самолет. Я живу. И со мной, во мне, живут добрые и суровые, улыбчивые и хмурые лица погибших друзей».
Командир 210-го штурмового авиационного полка гвардии майор Галушенко возбудил ходатайство о присвоении младшему лейтенанту Николаю Никитовичу Калинину высшей степени воинского отличия – звания Героя Советского Союза. За этот подвиг и за отличное выполнение боевых заданий нашему земляку оно было присвоено.
Но прочитать радостный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года Николаю Никитовичу не довелось. Двадцать третьего сентября 1943 года при подавлении огня вражеских зениток в районе станицы Голубицкой он обнаружил замаскированную мощную батарею, метко пустил ракетные снаряды и сбросил бомбу. При выходе с пикирования вражеский снаряд попал в его самолет. Николай Никитович не стал спасаться на парашюте. На объятой пламенем машине он сделал ещё заход, поливая врага огнём из пулемёта. В последний момент горящий самолёт направил в гущу фашисткой пехоты. Самолет упал на склоне крутого берега Темрюкского залива. Как сообщает газета «Тамань», местные жители похоронили его на высоком берегу поближе к небу, которое он так любил.
На берегу моря недалеко от станицы Голубицкой установлен памятник Герою Советского Союза, лётчику Николаю Никитовичу Калинину. В честь освобождения Темрюка одна из центральных улиц города названа улицей 27 Сентября. Продолжает её улица Калинина – в память о погибшем (27 сентября 1943 года) герое-летчике. В селе Волчья Александровка местная школа носит имя героя-земляка, погибшего в боях за Родину, а на её территории установлен его Бюст.
По инициативе председателя районного Совета женщин АллыГорюновой на родине Героя Советского Союза Николая Калинина прошёл торжественный митинг, посвящённый празднованию 96-й годовщины со дня его рождения и 75-летию совершённого им подвига.
«Я родилась через 17 лет после гибели Николая, но с детства знаю историю его подвига. Знают её мои ученики, внучка и все мои внучатые племянники в разных городах России. Эту гордость и память мы пронесем через года. В День победы с фотографиями победителей волокончане пройдут в колонне «Бессмертного полка. В торжественном шествии я понесу портрет дедушки Федота Михайловича Калинина, а моя внучка портрет Николая Никитовича Калинина», — отметила племянница героя Алла Горюнова.
Всего из села Волчья Александровка на фронт ушли 596 человек, домой вернулась половина. Двум уроженцам села – Сергею Михайловичу Смоленскому и Николаю Никитовичу Калинину посмертно присвоены звания Героев Советского Союза. В благодарность за мирное небо жители и гости села возложили цветы к бюстам героев. После собравшиеся прошли в Центр культурного развития, где сотрудники центральной районной библиотеки, профсоюзный актив и педагогический коллектив Волоконовской школы № 1 подготовили музыкально-поэтическую программу.