День Военно-Морского флота – это праздник тех, кто стоял на морских рубежах страны, и тех, кто обслуживал корабли и приводил их в боевую готовность. С течением времени служба на флоте менялась, но морской дух в людях, посвятивших ей лучшие годы юности, остаётся неизменным.
В преддверии этого праздника мы встретились с бывшими моряками двух поколений – Анатолием Баркаловым и Сергеем Лысенко. Они рассказали о своих морских приключениях и сложностях службы на флоте.
«Я думаю, неважно, кто где служил: на Дальнем Востоке, Балтике или Чёрном море. Поверьте, это роли не играет. Например, мои армейские будни проходили во Владивостоке. Но есть в нас что‑то общее, родное, объединяющее в одно морское братство», – говорит мичман Анатолий Уварович Баркалов.
Наш герой разменял восьмой десяток, посвятив свои трудовые будни медицине. Он – стоматолог, профессии отдал 37 лет жизни. До сих пор вспоминает годы службы с теплотой и радостью, ведь это несравненный опыт, который закаляет характер.
«Иллюзий у меня не было с самого начала, ведь предстояло служить четыре года, а не так, как сейчас. Но я знал, что отдавать долг своей Родине – это святая обязанность каждого мужчины. На корабле прошёл настоящую школу».
Пусть Анатолий Уварович и не стал «морским волком», но не забывает о празднике, встречается со своими друзьями, которые так же, как и он, служили на флоте.
С такой же теплотой говорит про армейскую романтику волокончанин Сергей Лысенко. Он был призван 15 декабря 1992 года, и свои годы в морской пограничной службе до сих пор вспоминает с ностальгической улыбкой.
«Главное в профессии моряка – не бояться замкнутых пространств. Нас сажали в бункер по пять человек и опускали под воду, открывая при этом несколько отверстий и труб. Вода постепенно заполняла собой наше маленькое плавучее средство, и вот тут‑то начиналась наша борьба за выживание. Все вели себя по‑разному: кто‑то паниковал, кто‑то боялся замкнутого пространства и тоже бездействовал, а кто‑то брал себя в руки и начинал лихорадочно закупоривать отверстия, тем самым, спасая жизнь не только себе, но и другим».
Сергей настолько проникся службой, что до сих пор ему снятся бездонное синее море и палуба корабля.
«Бывших моряков не бывает. И хотя я нахожусь на «гражданке», в душе чувствую свою причастность к Российскому флоту. Этот праздник для меня важнее, чем день рождения. Когда на службе отмечался День Военно-Морского флота, мы все корабли выдраивали до блеска, украшали флагами и в девять утра выстраивались в одну линию, синхронно поднимали флаги и давали сирены. Это навсегда осталось в моём сердце. Да и люди, с которыми я там встретился, до сих пор остаются моими друзьями. А если говорить в общем, то морское братство – это действительно семья».
У мичмана Анатолия Баркалова и старшего матроса Сергея Лысенко разница в возрасте почти сорок лет. За это время менялось многое, но одно было неизменным – морская дружба. Оба чувствуют в бывших сослуживцах что‑то родное, то, чего нет у других военных. А как иначе? Ведь по себе знают, насколько тяжёл труд моряков, как редко бывает сход на берег и в каких условиях приходится им порой находиться. Только крепкие духом мужчины могут выдержать длительные походы и частые разлуки с домом.