Мы продолжаем знакомить читателей с людьми, отдавшими свои жизни в далёком 1943 году за свободу Волоконовской земли. Именем Ивана Андреевича Мурзина названа одна из улиц районного центра. В фамилии Героя ударение падает на первый слог. Поэтому не ошибайтесь при названии адреса.
При подготовке данного материала оказалось, что информации о герое-освободителе не так уж много. Но разве можно было в этом случае опустить руки и подойти к написанию статьи формально? Конечно же, нет! Чтобы узнать хоть немного больше, мы попробовали разыскать родных Ивана Андреевича, и удача неожиданно нам улыбнулась. Как говорится: «Кто ищёт, тот всегда найдёт!» Мы пообщались с правнуком и младшей дочерью погибшего фронтовика Игорем Беляевым и Эмилией Сёмушкиной (Мурзиной). Они проживают в Уфе, свято хранят память о своём родственнике и с радостью поделились с нами сведениями о нём.
Иван Андреевич Мурзин родился в селе Рудничное Бакальского городского поселения Саткинского района Челябинской области. Совсем маленьким мать оставила его на попечение деда, а сама вместе со старшей дочерью Марией перебралась в город Бакал. Какие обстоятельства заставили женщину оставить ребенка, сейчас трудно судить. Но с ранних лет при живой матери Иван считал себя круглым сиротой. Его отец погиб в Первой мировой войне. С детства мальчишке пришлось самому зарабатывать себе на хлеб. Часто для этого он нанимался в пастухи.
Прибавив себе несколько лет, он раньше срока ушёл служить в Красную Армию. После был откомандирован в танковую школу, получил специальность механика-водителя.
Будучи кадровым военным, во время службы в посёлке Алкино в Башкортостане старший техник-лейтенант Иван Андреевич Мурзин познакомился со своей будущей женой Ниной Филипповной. В какие бы уголки Советского Союза военного ни посылала служба, верная супруга всегда была рядом с ним. В 1939 году у Мурзиных родилась старшая дочь Валерия, названная в честь возлюбленной гладиатора из романа Рафаэлло Джованьоли «Спартак».
Иван Андреевич участвовал в вооружённом конфликте между Финляндией и СССР, который произошёл в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Война завершилась победой СССР и подписанием Московского мирного договора. В результате – в состав СССР вошло 11% территории Финляндии. В этом же году по соглашению между Германией и СССР о ненападении, помимо финской территории, в состав СССР вошли страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. Эти территории были нужны Москве, поскольку позволяли отодвинуть границу страны, обеспечивая дополнительный рубеж обороны и защиту Ленинграда.
Иван Андреевич был направлен на службу в Литву, недалеко от Каунаса. Вместе с ним сюда прибыли его жена и маленькая дочурка.
Прибалты, мягко говоря, недолюбливали русских, считали их оккупантами. Мама Эмилии Ивановны часто вспоминала, как однажды, возвращаясь вечером домой, они вместе с отцом чуть не стали жертвами нападения. Злоумышленник ретировался только после того, как Иван Андреевич предупредительно выстрелил в воздух из табельного оружия. Нередки были и случаи похищения советских солдат.
«Меня неспроста назвали Эмилией. Советские офицеры шили себе военную форму на заказ. В одном ателье после примерок стали бесследно исчезать служивые. Местная литовка подсказала отцу, чтобы тот, когда будет примерять пошитую для него форму, не становился в середину комнаты, где располагалось трюмо с зеркалом. Придя на последнюю примерку, он послушался её совета, лишь слегка проверил доску в полу ногой. Доска пошатнулась. Это была ловушка, опрокинувшись в которую, жертва должна была провалиться под пол и, возможно, там и погибнуть. Женщину, давшую спасительный совет отцу, звали Эмилия», – рассказала младшая дочь Героя.
Там же, в Прибалтике, семью Мурзиных застала Великая Отечественная война. Воскресным утром в квартире Мурзиных раздался тревожный стук в дверь. Это был вестовой. Он сообщил о тревоге на границе, что было делом обычным, но только не в этот раз.
«Отец собрался и отправился в часть. Вскоре после его ухода, к маме зашла её подруга и сказала, что началась война, немцы уже в городе, всех эвакуируют, и надо срочно собираться. Мама была на шестом месяце беременности. Взяв маленькую сестрёнку, она побежала в эвакуационный пункт. Когда выбежала на улицу, всё вокруг горело. Эвакуировали только женщин и детей. Их посадили в грузовые машины и так везли до Смоленска. По дороге бомбили. Люди спрыгивали с автомобилей и бежали врассыпную, ища укрытие. Мама научила сестрёнку закрывать голову ручками и ложиться на землю, когда стреляют. В Смоленске всех пересадили на поезд и повезли в Среднюю Азию, но мама сошла в Уфе, там были её родные. Сестрёнка долго потом заикалась. Когда над городом пролетали самолёты, она ложилась на землю и закрывала голову руками. Дети, не знавшие ужаса бомбёжки, смеялись над ней. В сентябре 1941 года у мамы родилась я», – поделилась Эмилия Ивановна.
Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика в годы Великой Отечественной войны находилась в глубоком тылу. Сюда были эвакуированы около 200 предприятий, 247 тыс. человек. Эвакуированное население обеспечивалось жильём, работой. Дети учились в школах, институтах. Все предприятия пищевой, химической, нефтеперерабатывающей, металлургической и другой промышленности, фабрики – всё было направлено на обеспечение нужд фронта.
Нина Филипповна работала воспитателем сначала в детском саду, затем в детском доме. Об отце дочерям она всегда рассказывала, как об очень серьёзном, вдумчивом и порядочном человеке.
«Рисуя папин образ по маминым рассказам и рассматривая его фотографии, я всегда считала его идеальным отцом. Старшей сестрёнке хоть немного довелось получить отцовской ласки. Папа души не чаял в малышке и ласково называл её «моя черноглазая разбойница». А меня подержать на руках ему так и не удалось. Он погиб при освобождении Волоконовки 21 января 1943 года. Память о нём хранят черно-белые снимки и фронтовые письма. Он был храбрым и мужественным воином, убеждённым патриотом Родины. В его письмах – вера в победу: «Вы сами понимаете обстановку. Перед нами стоит задача: разбить фашистов…», – сказала Эмилия Ивановна.
Об обстоятельствах гибели старшего лейтенанта Ивана Андреевича Мурзина известно немного. В книге волоконовского краеведа Анатолия Николаенко по этому поводу написано лишь одно предложение: «До последнего дыхания у железнодорожного вокзала сражался экипаж старшего лейтенанта Ивана Андреевича Мурзина».
В 1983 году на 40-летие со дня освобождения Волоконовки от фашистских захватчиков были приглашены вдова Ивана Андреевича – Нина Филипповна и дочь Эмилия Ивановна. Накануне памятной даты они приняли участие в торжественном присвоении имени Героя новой улице в восточном микрорайоне посёлка, большинство домов на которой были построены ХРСУ областного управления мелиорации и водного хозяйства. Имя было присвоено решением исполкома поселкового совета по многочисленным просьбам жителей. На торжественном событии дочь лейтенанта, погибшего за Волоконовку, прочитала трогательное стихотворение собственного сочинения.
Жена и дочь Ивана Андреевича также приняли участие в митинге на братском захоронении. Впервые они смогли возложить цветы на могилу дорогого им человека.
«В Волоконовке я встретилась с однополчанами отца. Они подходили ко мне, говорили, что я очень похожа на своего папу, рассказывали о его боевом пути», – поделилась воспоминаниями Эмилия Ивановна.
В тот роковой день, 21 января 1943 года, Иван Мурзин, по каким‑то обстоятельствам, сел за управление танком вместо механика-водителя. Сам он был старшим техником, и в его обязанности входило, в основном, поддерживать в исправном состоянии танки, ремонтировать вместе со своей бригадой подбитые. Но война не смотрит в должностную инструкцию, решения на ней должны приниматься незамедлительно, в борьбе с врагом нельзя терять ни минуты, нельзя оставлять ему ни малейшего шанса. Иван Мурзин бил врага до последнего вздоха. Фашист был разгромлен, Волоконовка освобождена. Иван сгорел в танке. Вместе с другими погибшими он был похоронен в братской могиле посёлка Волоконовка. Ему было 32 года.
Позже вдова бойца неоднократно приезжала в Волоконовку, принимала участие в митингах, посвящённых памятным датам Великой Отечественной войны, в Уроках мужества в Волоконовской средней школе. Свою судьбу она больше ни с кем не связала. Её сердце навсегда было отдано единственному и любимому Ивану Мурзину.
Дочери Валерия и Эмилия окончили пищевой Уфимский техникум, вышли замуж, родили детей. Судьба Валерии трагически оборвалась в 40 лет – она погибла под колесами поезда.
Эмилия Ивановна сейчас находится на заслуженном отдыхе. 30 лет она проработала в Уфимском моторостроительном производственном отделении, в центральной измерительной лаборатории, занималась проверкой качества авиационных двигателей. Сейчас на этом предприятии трудится её внук Игорь. Способности к математическим и техническим наукам, видимо, перешли им от отца и дедушки, который сам был техником.
Отдав свою жизнь, Иван Андреевич Мурзин подарил мирное небо не только своим четверым внукам и пятерым правнукам, но и жителям Волоконовки. Сейчас на улице, названной его именем, расположено 68 домовладений, в которых проживает 167 человек. В честь 75-летия Победы на улице была установлена памятная стела герою-освободителю.
Пользуясь случаем, от лица жителей улицы и всего Волоконовского района хочется сказать родственникам Ивана Андреевича Мурзина, что ваш отец, дед и прадед погиб ненапрасно. Волокончане помнят и чтят подвиг людей, спасших их малую родину от немецких захватчиков, принесших немало страданий и горя в каждую семью. Никому и никогда не перечеркнуть заслуги этих мужественных и храбрых солдат, положивших головы свои за воцарение мира на земле!