Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённых юбилейной годовщине со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
Из года в год работа и жизнь бамовцев здесь шла своим чередом: железнодорожники строили искусственные и высотные сооружения, линии электропередач и связи, жилые дома. Туда съезжались не просто лучшие умы Советского Союза, это были энтузиасты, которые не побоялись жить и трудиться в вечной мерзлоте. Выдерживали, конечно, не все, но большая часть оставалась надолго. Одних на стройку века отправляли по комсомольским путёвкам, другие, как Ольга Ивановна Антоняк (Заколодная), уезжали туда сами.
«К тому времени я окончила Белгородский колледж (1984 год) по библиотечному делу, а Тында, как и БАМ, уже гремела на всю страну. Их награждали громкими эпитетами: «крайняя точка Москвы», «железный путь» и тому подобное. Город стал центром управления всесоюзной стройки Байкало-Амурской магистрали. Вдоль улиц прокладывали коммуникации, среди деревянных избушек коренных тындинцев лавировали огромные Магирусы, гружённые щебнем, дровами и песком. Много лет таким самосвалом, предназначенным для работы в труднодоступной местности, управлял мой старший брат Александр. Он работал в составе «Треста Мостострой-10» мостоотряда № 43, внесшего большой вклад в облик города. Они отсыпали дороги, возводили объекты соцкультбыта и поселения для строителей магистрали. Моя биография на БАМе ничем выдающимся не отличалась», – рассказала Ольга Ивановна.
И своё повествование она продолжила о сестре Наде, брате Саше и его жене Нине, бамовцах с многолетним стажем. Уехав из Волоконовки в таёжный край, они остались там на постоянное место жительства.
Из года в год вековая тайга отступала не только под натиском техники, но и людей – сильных, смелых, какими были не только мужчины, но и женщины. Они вбивали первые колышки на месте будущих поселений, планировали, рубили просеку и умело превращали железо в конструкции. Нина работала на БАМе сварщицей.
Слушая рассказы Нади, Нины и Саши об удивительном месте с суровым климатом, но добрыми людьми, я решила, что тоже поеду к ним! Они должны были встретить меня на станции, но из-за большой разницы во времени решили, что я приеду днём позже. По совершенно незнакомой местности я добралась к ним самостоятельно. Саша всегда отличался гостеприимством, поэтому до последних дней своей жизни (умер в 2020 году) у него постоянно «квартировали» земляки, он с радостью встречал волоконовцев и помогал им устроиться.
Какое же чувство Вы испытали на другом конце света?
Самые искренние чувства, которые каждый человек испытывает в своей жизни. Здесь ведь не только кипела стройка, но и возникали чувства влюблённости, игрались свадьбы, рождались дети. Со своим будущим супругом Иваном я познакомилась почти сразу после приезда. Он проходил здесь срочную службу, а после остался работать в военизированной (ведомственной) охране Дальневосточной железной дороги.
Встречались молодые люди недолго, сыграли скромную, но веселую свадьбу. Ольгу Ивановну приняли на работу в центральную библиотеку Дорпрофсожа имени Ленинского комсомола. В начале нашего разговора она хоть и обмолвилась, что в рамках строительства не имеет весомой биографии, но ведь, как только трудовые десанты обустраивались на новом месте, там же, в приспособленных помещениях (в вагончиках, палатках), образовывались и первые библиотеки. Вместе со строительством БАМа они прошли большой путь – росли фонды, количество читателей, и в храме книг постоянно требовалась систематизация библиотечного обслуживания. На Ольгу Ивановну, как на человека с образованием в библиотечном деле, легла большая ответственность в духовном развитии детей и работающей молодёжи. С методической и практической помощью она постоянно объезжала библиотечные филиалы на железнодорожных станциях – Дипкун, Магот, Лапри, Олёкма. Открытые филиалы вскоре становились центрами притяжения, где не только щедро делились книгами, но и дарили тепло человеческого общения.
«В Тынде зарождалась культура, проходили различные фестивали и агитпоезда. Знаменитая сопка «Фестивальная» становилась местом притяжения творческой интеллигенции. Тот, кто побывал на этой сопке, подтвердит мои слова, что сама природа создала её в качестве зрительного зала. Естественный склон, не заросший лесом, наверху галерка. В низине горделиво стоит город Тында. Музыка и поэзия становились верными спутниками нелёгкой жизни строителей. Сколько песен написано об этом! Самые известные – «Вся жизнь впереди», «На дальней станции сойду», «Мой адрес – Советский Союз!».
Перечисляя, Ольга Ивановна на мгновение задумалась, а затем робко произнесла: «Веселей, ребята! Выпало нам...». А супруг подхватил слова знакомой песни: «...строить путь железный, а короче – БАМ».
«В суровых краях во всём чувствовался особый дух и стиль жизни, добрые, доверительные отношения между людьми. Там и сейчас без проблем можно взять на время автомобиль у соседей, чтобы скупиться к празднику или съездить семьей в соседний посёлок. С распадом Советского Союза, в таёжном, романтичном крае настали непростые времена, и как бы нам не хотелось его покидать, мы с Ваней в 1992 году всё же переехали в Волоконовку. А вот сестра с братом остались и дальше осваивать Сибирь и Дальний Восток. Теперь их дело продолжают дети – строят вторую ветку БАМа», – поделилась моя героиня.
Часто супруги Антоняк ностальгируют по тем годам и вспоминают друзей, с которыми их связала комсомольская юность. Один из их семейных альбомов хранит мгновения эпохи – строителей, возводивших железную дорогу; объекты и дома, на которых трудилась невестка Нина; военный оркестр, в котором служил глава семьи; рождение сына-первенца Ивана – в общем, главные вехи пройденного бамовцами пути.
На родине Ольга Ивановна продолжила работать уже в знакомой ей сфере. В центральной детской библиотеке посёлка Волоконовка она не просто приобщает детей к чтению, но и создаёт все условия, чтобы картотека юных посетителей становилась больше. Иван Михайлович трудится водителем.