Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Волокончанка Галина Никитична Цыбенко родилась в день начала Великой Отечественной войны

О том трагическом времени, об оккупации наша героиня знает лишь от матери, слишком мала была в тот период. Как она маленькая бежала прятаться под кровать, когда в небе пролетали самолёты.

Чёрная тарелка репродуктора возвещала о наступлении не менее чёрного периода в жизни всего советского народа: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»

Никита Петрович Тищенко – крепкий, плечистый 30-летний мужчина, сосредоточенно вслушивался в речь народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова. Трудно представить, какие мысли проносились в его голове в этот момент. Ведь в доме, откуда он вышел, чтобы затянуться табачным дымом, только что его жена Марфа родила четвёртого ребёнка – девочку Галю. Два события – радостное и горестное, слились воедино.

О том, что заключительные слова правительственного сообщения – «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!», станут пророческими, все узнают лишь спустя годы. В 1945-м они появятся на медалях за Победу над Германией, над Японией и за доблестный труд. А пока впереди лишь неизвестность и страх: жизнь разделилась на до и после, земля ушла из-под ног.

Буквально на третий день главу семейства забрали на фронт. Марфа с четырьмя детьми на руках осталась дома одна. Старшие трое тоже все девчонки: Лёля шести лет, Нина четырёх и двухлетняя Алла. В 1943 году Лёля умрёт от кори, спустя шесть месяцев эта же болезнь унесёт жизнь четырёхлетней Аллы.

О военном времени, об оккупации Галина Никитична Цыбенко, родившаяся 22 июня 1941 года, – в день начала войны, знает лишь от матери, слишком мала была в то время. Как она маленькая бежала прятаться под кровать, когда в небе пролетали самолёты.

«Галя, дочка. Не бойся, это наши летят», – говорила мама.

Как последние десять кур фашисты зарубили и унесли с собой.

«Не знаю, чем они это сделали, но мама, в последней надежде уберечь птицу, спрятала топор за заслонкой в русской печи. Если бы немцы об этом узнали, то тяжко, наверное, пришлось бы всем».

Как во время освобождения Волоконовки бойцы Советской Армии поставили дальнобойное орудие прямо возле их сарая и били по врагу.

Старшая сестра Нина о войне помнила больше. Как немец давал им конфеты и жестами показывал, что дома у него тоже пять «киндерят». Говорил, что они не виноваты. Виноваты высшие чины в том, что захватчики пришли на нашу землю. А солдаты – нет, им приказано воевать, вот они и воюют. Конечно, такие немцы были не все.

Нина помнила, как фашисты пришли и требовали у мамы инструмент: то ли тяпку, то ли вилы. Мама отвечала, что у неё нет. «Найдём – сразу убьём!», –  угрожали они, –  вспоминает рассказ сестры Галина Никитична.

«Голодно было во время войны, питались, чем придётся: мололи кукурузу и пекли лепешки, клевер ели».

Своего отца Галина впервые увидела в четыре года, когда он вернулся с фронта. Никита Петрович служил в армии Рокоссовского, в пехоте. В бою получил сквозное ранение лёгких и шесть месяцев пролежал в госпитале. В начале 1945 года был комиссован.

«У него было не только богатырское имя, но и физические данные. Руками он мог разгибать подковы, а на своих крепких плечах – поднять автомобиль», – вспоминает об отце Галина Никитична.

С того момента, как он вернулся, семье стало полегче. Никита Петрович работал трактористом на сахарном заводе. В хозяйстве у семьи появились корова, поросята.

«1946 год я уже хорошо помню. Люди голодали, ракушки вылавливали в речке. И это при том, что в семьях было по семеро или шестеро детей. А мы имели возможность испечь хлеб. Отец получал пшеницу, муку. Чем мог, старался и соседям помочь, поделиться».

Никита Петрович замечательно играл на баяне и аккордеоне, его супруга Марфа Петровна –  на гитаре, мандолине. Музыкальный талант переняла и Галя.

«Папа купил мне красивый немецкий аккордеон красного цвета, а потом ещё и тульскую гармошку. Она была тяжёлая-тяжёлая, на ней я тоже хорошо играла», – вспоминает собеседница.

В третьем классе  на школьных утренниках Галя уже исполняла песню «В лесу родилась ёлочка». А когда окончила седьмой, отец хотел, чтобы дочка поступила в Валуйское музыкальное училище. Но планам не суждено было сбыться. Впервые после войны страшная трагедия вновь постучалась в двери. Никита Петрович погиб. Трактор, на котором он работал, увяз в силосной яме. Мужчина попытался было вытолкать агрегат самостоятельно, рассчитывая на свою недюжинную силу, но подол его куртки затянула гусеничная лента. Другие работники к тому времени уже ушли со смены, и спасти его было некому. Всю ночь бездушная машина елозила гусеничной лентой по бездыханному телу Никиты Петровича, сломав его некогда крепкую грудную клетку, а вместе с ней и надежды младшей дочери получить образование.

15-летней девчонкой Галя пошла работать на Промкомбинат. Грузила 25-килограммовые блоки. Непосильная нагрузка тут же стала отражаться на её здоровье, стал болеть живот. Тогда Галина перешла в строительно-монтажное управление посёлка Пятницкое, а чуть позже вновь вернулась на Промкомбинат, но в валяльный цех, и 40 лет, до самого выхода на пенсию, трудилась там основальщицей. Имеет звание «Ветеран труда». В месяц Галина Никитична изготавливала 1000 пар валенок. Бывало, трудилась по 25 рабочих дней, а чтобы выполнить план, выходила и в выходные. Тогда валенки пользовались большим спросом. Шерсть поставлялась из Джамбула, а готовые изделия отправлялись в северные регионы России.

«В небольшом количестве для первых лиц района, для себя и знакомых, а также специально для выставок на производстве изготавливали так называемые «блатные» валенки – из чистой шерсти. Они были белые с тёмными пятнышками», –  вспоминает Галина Никитична.

Она и сама была обладательницей таких валенок.

За свой труд Галина Никитична не раз поощрялась грамотами и благодарностями, а в конце 70-х годов за перевыполнение плана по изготовлению продукции её портрет был размещён на областной Доске Почёта.

Работа на Промкомбинате подарила Галине самую главную встречу в жизни – встречу со своей второй половиной, мужем Иваном Борисовичем Цыбенко. Вновь на горизонте забрезжило счастье. Иван трудился на производстве столяром. Молодые поженились, построили дом. У них родился сын Саша. Но в 36 лет муж скоропостижно умер. Галина Никитична осталась с пожилой мамой и маленьким сыном, он тогда учился в четвёртом классе. Ставить ребёнка на ноги пришлось в одиночку. Много трудиться, держать хозяйство: корову, поросят, сажать огород и заготавливать сено.

Галина Никитична говорит, что в её жизни не было белых и чёрных полос, только одна серая, наполненная трудом и горем.

«Детство без отца, молодость без мужа, одинокая старость», – говорит она.

Как будто жизнь с первых минут появления на свет задала печальный мотив, совсем не такой, какой Галина Никитична всегда любила играть на своём инструменте.

«В душе я человек весёлый. Люблю компании, но не выпивать. Люблю, когда люди радуются, смеются, когда им нравятся мои песни и частушки. Играю на слух, никогда этому специально не училась. Никаких нот, прослушала мелодию и повторила. Вальс, фокстрот, частушки, народные песни – всё это было в моём репертуаре. На всех праздниках: будь-то Новый год, Восьмое марта или проводы на пенсию, я всегда играла для своих коллег. А по субботам любила выйти за двор на скамейку и сыграть что-нибудь для соседей. Они тогда соберутся возле меня, детвора сбежится. Им весело и мне радость. Но это в прошлом».

В 1999 году в автомобильной аварии погибла девятилетняя внучка Галины Никитичны – Рита. В прошлом году от коварной болезни умер сын Александр.

«Я, бывало, его так обнимала и говорила: «Сыночек, ты моя опора, ты моя отрада, ты моя радость! Я люблю тебя сильно-сильно!».

С этими воспоминаниями на лице Галины Никитичны отражаются чувства безмерной любви и горести одновременно. После смерти сына она не берёт в руки инструмент. Лишь ради нашего к ней визита накануне её дня рождения сделала исключение. И кажется, что под звуки одинокой гармони её душа немного воспрянула духом.

«Трагической нитью прошита судьба», – так Галина Никитична говорит о себе сама, оглядываясь на прожитые годы.

«Железное сердце надо иметь, чтобы всё это пережить», – уверена женщина.

Но поскольку Господь не наделил её таковым, она старается держаться своими силами.

Главная отрада сейчас – внук Алексей, он учится в университете. С теплотой Галина Никитична говорит о невестке, Светлане Николаевне Цыбенко, которая не оставляет свекровь без внимания, навещает каждые выходные.

«Светочка у меня – цветочек, очень хорошая. И Николай Петрович, её отец. Очень им благодарна за их заботу и внимание», – говорит женщина.

Для хорошего самочувствия она старается как можно больше двигаться и находить себе занятие. Усадьба и дом – в идеальном порядке. Приветливо виляет хвостом забавный пёс Малышок, его надо и покормить, и отпустить погулять по двору. Кудахтаньем сообщают о снесённом яйце куры в сарае – надо идти собирать, насыпать труженицам зерна и налить воды в поилку. А вечером, чтобы быть в курсе последних событий – посмотреть телевизор или почитать газету «Красный Октябрь», которую она выписывает всю жизнь. Вчера, в день рождения Галины Никитичны, страница районки поведала и о её непростой судьбе…

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Наталья Коломыц
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 14:14
Владимир Путин пообещал подумать о создании единого окна для помощи белгородцам и курянам
Материал
Общество19 декабря , 09:43
Вячеслав Гладков рассказал о ещё пяти потенциальных резидентах СЭЗ
Материал
Общество18 декабря , 09:28
Вячеслав Гладков: 270 учений по ГО и ЧС прошло в белгородском приграничье с ноября