В наше время, когда на дорогах и парковках сплошь и рядом одинаковые стоковые машины, встретить ретро-автомобиль – зрелище любопытное и уникальное.
В этом году в преддверии Дня Победы в посёлке Волоконовка в прямом смысле ожила история отечественного автопрома – на улицы выехала легендарная «Победа» ГАЗ М-20 1955 года выпуска. Буквально по частям её восстановил Юрий Пожарский.
Это не первое транспортное средство, получившее благодаря ему вторую жизнь. Ранее Юрий уже восстанавливал мотоциклы «Минск» 1950 года выпуска и ИЖ-350 1948 года. «Минск» впоследствии стал экспонатом музея ретро-автомобилей в Магнитогорске.
«Но «Победу» я продавать не буду», – говорит молодой человек. – Полностью восстановлю и буду ездить сам.
Кстати, широко распространён миф о том, что якобы «Победу» первоначально хотели назвать «Родиной», но после вопроса Сталина: «И почём мы Родину будем продавать?» – название сменили. На самом же деле название «Победа» было единственным вариантом. Но всё же особого восторга у Сталина не вызвало.
В июне 46-го года, когда половина страны всё ещё лежала в руинах, «Победа» отправилась на производство. А через год конвейер пришлось остановить. Советские граждане массово жаловались на новый автомобиль: ходовая требовала доработки, да и двигатель был явно слабоват для нового кузова. Во второй серии все недостатки были исправлены. В общей сложности создатели доработали три с лишним сотни деталей! Легенда отечественного автопрома «Победа» – машина, на которой впервые были опробованы передовые технические решения, используемые до сих пор.
Говорят, увидев первый экземпляр этой машины, Сталин, будучи большим поклонником американских Паккардов, вздохнул и сказал: «Так себе «Победа» получилась, но пусть будет, какая есть…»
Рекорды скорости «Победа» не ставила. Разгон до сотни километров длился больше 40 секунд – зато плавно и неторопливо. Респектабельная, да и куда спешить, если внутри такие условия: просторный диван с пружинами и мягкой набивкой, радио, которое изначально ставилось как дополнительное оборудование. Музыка из него заставляла забыть, что совсем недавно закончилась война.
Несмотря на приличную по тем временам стоимость в 16 тысяч рублей (почти вдвое дороже «Москвича»), за «Победой» выстроилась очередь из покупателей. За 12 лет продали 235 тысяч таких машин! Но она того стоила, и с годами становилась только лучше. Лишь в 1958 году «Победа» ушла на заслуженную пенсию, уступив место новенькой «Волге».
Сколько «Побед» дожило до наших дней – подсчитать невозможно. Но каждая такая машина сейчас на вес золота! Любая сохранившаяся «Победа» – уникальна. Особенно, если она редкой модификации: с полным приводом, кабриолет или спортивный вариант. 4200 автомобилей было выпущено с полным приводом. Они предназначались для покорения целины, но в массовое производство так и не пошли.
Модификация «люкс» – «Победа-кабриолет» для променада партийной номенклатуры по Ялте, мол, чтобы можно было лицезреть красоту вокруг. На деле всё куда прозаичнее. Из-за дефицита холоднокатанной стали Совет Министров СССР выпустил постановление, требующее сократить расход листового металла: заводу имени Молотова половину выпускаемой легковой продукции необходимо было заместить кабриолетами. Уникальный автомобиль «Победа-Спорт», но таких моделей не осталось, их было изначально создано всего пять штук – для команды гонщиков «Торпеда» завода «ГАЗ».
Свой экземпляр «Победы» Юрий нашёл в Россоши. Машина была в разобранном виде, и многие детали пришлось докупать.
«Не было глушителя, дверных ручек, пришли в негодность автомобильные шины, покорёжился пластик на панели – для прочности раньше в него добавляли костную муку, но именно из-за этого со временем материал потерял свой первоначальный внешний вид».
Несмотря на солидный возраст, 69 лет, кузов сохранился довольно хорошо.
«Она не гниёт, потому что из чистого толстого металла», – поясняет владелец авто.
Для современного водителя непривычно, но конструкцией в ней не предусмотрены ни ремни безопасности, ни зеркала бокового видения.
«Пришлось подварить передние крылья. Зачистил, загрунтовал, зашпаклевал, покрасил. В соответствии с документами её цвет называется «Зелёный сад». Вставил стекла, сделал проводку. Старую, ещё родную резину снять удалось с трудом, чуть не сломали шиномонтажный станок. Глушитель варил сам. Двигатель поставил с 21-й «Волги». Разогнаться «Победа» может до 90 км в час, но расход бензина большой – 20 литров на сотню».
Спидометр авто показывает 68000 километров пробега. Но Юрий говорит, что эта цифра может быть не точной, так как в механическом спидометре счёт идёт только до 100 000, а потом начинает опять отсчёт с нуля. Так что, сколько раз он так мог обнуляться, можно только догадываться. Юрий – третий хозяин, а про первого знает лишь то, что он жил в Лисках.
«Мне нравятся раритетные авто. Сейчас никого уже не удивишь даже самым дорогим джипом за несколько миллионов, а эта машина, ещё даже не доведённая до совершенства, уже притягивает восхищённые взгляды. Потому что многие помнят ту эпоху. Лично мне напоминает детство, старые кинофильмы».
Восстановление ретро-авто – удовольствие не из дешевых. Найти необходимые запчасти, как оригинальные, так и вновь изготовленные, можно на просторах интернета – только плати. Сколько уже потрачено на восстановление машины, Юрий не считает, говорит:
«А зачем? Продавать всё равно потом не собираюсь. Буду сам кататься, радовать народ, сдавать в аренду на свадьбы и фотосессии. А вообще, я мечтаю создать свой собственный небольшой музей».
Интерес к технике у Юрия с детства. Ещё мальчишкой, живя неподалёку от «Сельхозхимии», он любил наблюдать, как мимо проезжают грузовые автомобили, трактора и комбайны. Отец, всю жизнь работавший механизатором, и сына с ранних лет приобщал к труду, ремонту техники, брал с собой в поле. Впоследствии Юра окончил Ютановский агромеханический техникум по специальности механик-водитель. А ещё он всегда восторгался старинными вещами.
«Я и на пункт приёма металлолома устроился работать потому, что среди ненужных вещей порой можно найти интересные экспонаты, в том числе и запчасти на старые автомобили. Иногда я не скрываю своего удивления, как люди могли сдать на переработку настоящий антиквариат».
Ретро-транспорт на дороге волоконовцы встречают с почтением, восхищением и большим интересом. Кто-то сигналит, кто-то поднимает большой палец вверх, мол: «Класс! Вот это да!». Стоит Юрию припарковаться возле какого-нибудь магазина, и вокруг тут же скапливается народ, разглядывает экспонат, фотографируется. Однажды «Победа» случайно стала участницей свадебной фотосессии.
«Работы с ней ещё много. Требует замены обшивка сидений. Можно сделать это кожзамом, так как оригинальная ткань, использовавшаяся изначально, стоит очень дорого. Поэтому я пока в раздумьях», – делится Юрий.
В своё время, при средней зарплате по стране 600 рублей, стоимость «Победы» была равна 26 зарплатам. «Победа» – машина передовая для своего времени: мягкая пружинная подвеска, 12-вольтовое электрооборудование, несущий кузов (до этого агрегаты машин крепили к раме), а кузов спроектировали так, чтобы у пассажиров было больше места.
Багажник в «Победе» называли чемоданом. Если поднять его крышку, то можно обнаружить достаточно вместительный отсек. А если снять заднее сидение, то, как шутили владельцы этих машин, можно засунуть даже корову.
Машина, удостоенная поистине всенародной любви и Сталинской премии, служила в полиции, работала в такси, возила высокопоставленных лиц, тряслась по сельским дорогам на дачу, тянула по серпантину к Черноморскому побережью, ездила за тысячу километров к родственникам. И сейчас, в умелых руках, тоже вновь может отправиться в путь!