Два года назад, благодаря победе в конкурсе на президентский грант, в Волоконовском районе был реализован проект «Гончарных дел мастера. Одна традиция – одна судьба». На средства Фонда культурных инициатив в районном Доме ремёсел была оборудована и открыта гончарная мастерская.
Когда‑то в наших краях гончарное дело процветало. Неудивительно, что археологи, которые вели раскопки в районе Ютановки, находили глиняную посуду и игрушки.
Волоконовские работники сферы культуры задались целью возродить это ремесло. Но, помимо этого, ещё одной миссией проекта определили – объединить гончаров-ремесленников из двух муниципалитетов Белгородской области – Волоконовского и Ровеньского, и Краснодонского района Луганской Народной Республики. В селе Пархоменко ЛНР (до 1951 года – Макаров Яр) в былые времена жители сплошь были гончарами.
В рамках проекта были проведены совместные занятия «Мастер по обмену» в очном и онлайн форматах, выставки работ мастеров из ЛНР на территории Волоконовского района и другие мероприятия. В ходе проекта мастера даже разработали единый уникальный логотип-штамп для трёх районов, который появился как знак качества на глиняных супницах, кувшинах и тарелках.
Потянулись в гончарную мастерскую и желающие освоить исчезающее ремесло. Вот уже год их с радостью здесь встречает и делится своими навыками мастер Екатерина Головина. Она не только посвящает новичков в тонкости создания глиняной посуды, но и сама параллельно продолжает изучать гончарство.
«Творчество и я – неразделимы. Я всегда любила что-нибудь мастерить руками. Вдохновение в основном черпаю в природе. Живу рядом с сосновым лесом, часто там прогуливаюсь и нахожу множество идей, созданных самой природой. Глина – это тоже материал природный, и, наверное, поэтому мне с ней приятно работать», – поделилась мастер.
Образование у Екатерины Юрьевны экономическое, и около десяти лет она трудилась в сфере торговли. Признаётся, что поменять профессию по зову сердца было довольно страшно, но в конечном итоге ни о чём не жалеет и рада, что решилась на этот шаг.
Секреты гончарного мастерства черпает из всех доступных источников: и в интернете, и в литературе, изучает историю и традиции этого ремесла. Можно сказать, что она – мастер-самоучка.
«Когда я впервые села за гончарный круг, у меня сразу получились три горшочка. Этот успех невероятно вдохновил, можно сказать, я поверила в то, что смогу освоить это мастерство. Но во второй и третий раз меня ждал провал. Как будто глина сначала дала мне знак, что всё получится, а потом проявила свой характер и заставила изрядно потрудиться, – вспоминает Екатерина. – Я даже говорила ей: «Ну, давай дружить!»
Со временем «дружба» и вправду начала ладиться. Сейчас уже, сравнивая свои первые работы и нынешние, мастер наблюдает значительный прогресс. А полки в её мастерской заполнились многочисленными, разных форм и размеров кувшинами, горшочками, чашками и чайниками.
«Меня привлекает авторская керамика. Углубляясь в тонкости гончарства, я нахожусь в поисках своего личного стиля. Хотелось бы создавать что-то неповторимое и узнаваемое. А ещё, было бы прекрасно обучиться у человека, который это мастерство перенял от своих предков и владеет им в совершенстве. Планирую обязательно эту идею претворить в жизнь».
Мастер-классы по гончарному мастерству для всех желающих проходят в Доме ремёсел каждую пятницу, а иногда ещё и в субботу или воскресенье. Об этом заранее публикуется афиша в соцсетях.
«Дети приходят и сами, и с родителями. Самой маленькой участнице было 3 года. Даже такая малышка, конечно, не без моей помощи, сделала на гончарном круге маленький горшочек. Ей было очень интересно. В среднем на мастер-класс каждый раз приходят 5 человек. Есть и постоянные участники. Зачастую они накануне мне пишут, чтобы уточнить время занятий и спрашивают, что мы будем делать. Я вижу их заинтересованность, и мне это очень приятно – значит всё не зря и мой труд не напрасен».
Видов глины существует много: красная, белая, чёрная, голубая и др. Начинающие гончары Волоконовского Дома ремёсел работают с глиной от знаменитого завода «Керамика Гжели». Её преимущество – оптимальная стоимость и удобство использования в работе. Для затвердевания ей требуется температура 960-980°C. Красная гончарная масса обладает хорошей пластичностью и легко принимает нужную форму. Из минусов – изделия могут сохнуть неравномерно, поэтому при сушке их нужно переворачивать, а края и ручки оборачивать полиэтиленом, также стоит накрыть хлопчатобумажной тканью.
«На первом занятии мы начинаем с простого – с изготовления горшочка. С постоянными, более опытными учениками, мы уже делали именные кружки. Девчонки просили сделать вазочки для сухоцветов, и мы их делали. Я очень рада, когда у них получается самостоятельно изготовить изделие, ведь тогда у них проявляется ещё больший интерес к этому занятию».
Чтобы подготовить глину к работе, её надо разрезать на пласты и увлажнить – завернуть во влажную ткань не менее чем на сутки. Два килограмма глины может хватить примерно на три чашки. Обязательно при определении окончательного размера предмета посуды нужно учитывать, что после сушки в печи изделие даст усадку примерно на 11%. Говорят, чем выше изделие, тем выше мастерство гончара.
Работа с глиной – процесс успокаивающий. Есть даже такое понятие, как глинотерапия. Это подобно медитации: уходят плохие мысли, нормализуется давление. Считается, что глинотерапия хорошо помогает детям с гиперактивностью, тревожностью, слишком застенчивым и с выраженной агрессией, травматическими переживаниями и другими проблемами. Служит развитию интеллекта и мелкой моторики.
Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работавшие с глиной, никогда не имели заболеваний суставов и не знали, что такое отложение солей и гипертония.
«Декор посуды можно сделать как специальными инструментами, так и природными материалами, например, оставить оттиск растения или камня, как вот на этой чашке. Здесь затем произведена процедура молочения – один из древних способов обработки керамики для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости. Кружка «купается» в молоке, а затем в духовке на самой высокой температуре высушивается. Чем дольше чашка находится под воздействием температуры, тем она темнее. Молоко закрывает поры. Конечно, можно покрыть изделие глазурью. Но мне больше нравится эффект дикой глины, когда этот природный материал не прячется под идеальным глянцевым покрытием».
Готовое изделие сначала высушивается при комнатной температуре, в этот момент оно очень чувствительное к перепаду температур и сквознякам.
«Однажды, когда у меня было меньше опыта, я поставила изделия на подоконник возле батареи. Сделала это не специально, просто там было свободное место. На следующий день очень расстроилась, обнаружив их треснувшими и высохшими с одной стороны. Мне пришлось их замочить и перегончарить».
Есть у работы с глиной и побочный эффект – кожа рук требует дополнительного увлажнения кремом, так как пересыхает. Для своей работы Екатерине также пришлось отказаться от маникюра.
«Но мне абсолютно не жаль таких жертв. Я влюблена в дело, которым занимаюсь».
В Доме ремёсел всегда рады гостям и ждут их, чтобы научить, показать, поделиться всем, что знают и умеют сами. Учреждение работает практически без выходных, предлагая двенадцать направлений декоративно-прикладного творчества.
«Творчество – это, в первую очередь, самовыражение. В магазинах и на рынке всё одно и то же, нет никакой индивидуальности. А если вы сделаете вещь своими руками, вложите в неё частичку своей души, то она будет вас радовать по-особенному и дарить положительные эмоции», – подвела итог нашей беседы Екатерина Юрьевна.