Local Logo
Новости Волоконовского муниципального округа Белгородской области
76.98
-0.04$
90.72
-0.53
-19 °С, ясно
Белгород

2 февраля отмечается 83-я годовщина победы в Сталинградской битве

2 февраля , 11:00ОбществоФото: Дмитрий Гаврилович Тоцкий

В наше время уже нет живых свидетелей того времени, но сохранились свидетельства в старых газетах. Читайте воспоминания участников битвы в архивных публикациях «Красного Октября».

В этом году мы отмечаем 83-ю годовщину победы в Сталинградской битве. Это одно из величайших сражений Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Немецкое командование стремилось захватить Сталинград – важный промышленный центр и транспортный узел, перерезать Волгу и лишить СССР доступа к кавказской нефти. Советский Союз, в свою очередь, стремился удержать город и отстоять контроль над Волгой и Кавказом. Сражение длилось 200 суток и имело огромное стратегическое, политическое и моральное значение. Эта ожесточенная схватка завершилась сокрушительным поражением 6-й немецкой армии и ознаменовала решающий поворот в исходе конфликта в пользу Советского Союза.

Сталинградская битва 1942-1943 года началась на правобережье Дона, в ней участвовало более двух миллионов человек, в том числе армии Италии, Румынии, Венгрии и Хорватии, а погибло более миллиона. Она была отмечена самыми кровавыми уличными боями в разрушенном Сталинграде и невероятным героизмом советских солдат трех фронтов, который потряс немцев и подорвал их боевой дух.

В наше время мы уже не имеем возможности пообщаться с живыми свидетелями тех событий. А вот обратиться к старым подшивкам «Красного Октября», хранящим как летопись воспоминания волоконовцев, – можем. Представляем вашему вниманию материалы, опубликованные в «Красном Октябре» к 65-летию победы в Сталинградской битве в № 8 от 1 февраля 2003 года.

В музее боевой славы Голофеевской основной школы есть фотография фронтовых лет, пожелтевшая от времени, с обломанными краями. С нее смотрят на нас молодые, красивые лица красноармейцев, а на обратной стороне надпись: «Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались?» Фотографию военных лет подарил музею житель села Дмитрий Гаврилович Тоцкий, на снимке он вместе со своим боевым другом.

Мы на днях встретились с бывшим фронтовиком у него дома, в Голофеевке, где он проживает вместе с супругой Марфой Федоровной, женщиной доброй, гостеприимной, перенесшей за свою долгую жизнь немало трудностей и потерь. Конечно, Дмитрий Гаврилович сейчас совсем не такой, как на той старой фотографии, но все равно боевой в прошлом сержант и по сей день сохранил военную выправку, ясный ум и трезвую голову. Он помнит множество всяческих подробностей из своего военного прошлого, и о некоторых мы и вам поведаем, уважаемые читатели «Красного Октября».

На фронт Дмитрий Гаврилович был призван в августе 1941 года. На пересыльном пункте в г. Балашове получил обмундирование и вместе с другими такими же новобранцами был направлен под самую Маньчжурскую границу, близ Биробиджана. Здесь после учебы ему присвоили звание сержанта и направили в маршевую роту 1381 полка 96 стрелковой дивизии, в первый батальон. Дмитрия Гавриловича назначают командиром станкового пулемета, в обслуге которого — 7 человек. В августе их полк уже был под Серафимовичем, где разворачивались крупные боевые действия по обороне Сталинграда.

Окопались вдоль реки Дон в прибрежном лесочке. Предстояла переправа, но как это сделать под непрерывным обстрелом, даже представить себе было трудно. К тому же противник то и дело «навешивал» с самолетов фонари, светло было, как днем.

И все-таки пулемет вместе с расчетом переправили на лодке, а дивизия еще ожидала удобного момента в лесочке. Целый день просидели в воде и плавнях те, что переправились первыми, и лишь на другое утро сюда подтянулись остальные. Заняли оборону, начались боевые действия. В жестоком бою почти сразу же вышел из строя пулемет — прямым попаданием пробило кожух. Пошли в атаку с автоматами. Добрались до крайней избы какого-то села, укрылись за стеной. Командир отделения Дмитрий Тоцкий выглянул из-за угла, скомандовал: «Подымайтесь, хлопцы! Вперед, за мной!» И тут же получил в грудь, навылет, снайперскую пулю. Но по инерции продолжал бежать вперед, пока сзади не разорвалась вражеская мина и ее осколками не изрешетило спину. Вот теперь он уже упал и лежал до тех пор, пока не подобрали санитары.

Почти полгода пролечился Дмитрий Гаврилович в госпитале г. Томска, а выздоровев, был направлен в танковую школу. К тому времени Сталинградская битва завершилась полным разгромом противника, а воинское подразделение, в которое попал наш голофеевский земляк, переместилось на Курскую дугу. Оттуда — под Киев, участвовало в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской и других крупнейших операциях. Дмитрий Гаврилович пересел на американский танк, являлся наводчиком и в то же время командовал экипажем.

И снова ранение, госпиталь, фронт. Дмитрий Тоцкий уже на «самоходке» СУ-76 по распоряжению командира направляется к передовой, поддержать огнем наступающую пехоту. С ними в танк сел и боевой генерал Гусев. Вскочили ночью в город (это было в Венгрии), и здесь прямо в люк танка влетел и разорвался вражеский снаряд. Генерал был убит на месте, живые и легко раненые выскочили и затаились. С большим трудом добрались до своих, а командир батальона дает новое задание: любой ценой вернуться к подбитой «самоходке», доставить сюда тело убитого генерала или, в крайнем случае, находящийся при нем планшет с документами. И снова отправился наш земляк на задание, вооруженный только пистолетом, да еще с автоматчиком в роли сопровождающего.

И здесь Дмитрий Гаврилович снова попал в поле зрения вражеского снайпера. Разрывная пуля угодила ему в ногу, он едва доволок ее до водосточной трубы под грейдером и здесь укрылся. Глянул — вся нога разворочена, кровь хлещет, боль адская.

Трудно даже представить, как можно было выдержать, выжить в тех экстремальных условиях, но наши отцы умели выживать, преодолевать боль. Целый день просидел, вернее, пролежал в этом укрытии, в воде и грязи Дмитрий Гаврилович, пока его не нашли санитары. Вот так он и отвоевался, получив после госпиталя запись в билете: «негоден к строевой службе».

Правда, из Вооруженных Сил он демобилизовался не сразу. Направили Дмитрия Гавриловича в г. Ленинград, в Высшую офицерскую школу. Назначили командиром отделения, в обязанность которого входило содержать в образцовом порядке имеющееся оружие. Вот отсюда в ноябре 1945 года он и выехал домой, на постоянное место жительства.

О тех давних боях и походах бывшему фронтовику напоминают ордена Красной Звезды, «Отечественной войны» I степени, медаль «За отвагу», множество других знаков воинского отличия.

Вместе с Дмитрием Тоцким, но другими фронтовыми дорогами шел и его младший брат Иван, ныне полковник, проживающий в Санкт-Петербурге. Когда братья съезжаются вместе, разговорам нет конца-краю. Ветеранам есть о чем вспомнить.

Хочется пожелать им пожить подольше на мирной земле, за которую проливали кровь. Они это заслужили.

Е. Никитина. На снимке: Дмитрий Гаврилович Тоцкий. Фото Л. Попова.

***

Когда наша внучка Галлочка училась еще в 8 классе Ютановской средней школы, она писала домашнее сочинение о своем дедушке — участнике Сталинградской битвы Иване Корнеевиче Стоколясове, а я, сельская учительница, бабушка Галлочки и жена фронтовика, помогала внучке, как лучше сформулировать мысли. Уже давно внучка с медалью окончила школу, скоро завершит образование и в Белгородском университете потребительской кооперации. Но о дедушкином боевом пути помнит все абсолютно, как и все наши четверо внуков. Мой Иван Корнеевич с годами совсем почти потерял слух, перенес инсульт, дают себя знать фронтовые ранения. И общается он с окружающими большей частью с помощью «переводчика», то есть меня. Вот в таком изложении и с помощью внучкиного сочинения, удостоенного в своё время высшего балла, и воспроизвожу сталинградский отрезок мужниного боевого пути, моего дорогого человека.

А. Стоколяcова, ветеран труда (с. Ютановка).

Совсем маленьким, еще до войны он остался без матери. Отец привел в дом другую жену, соединив вместе его и ее детей. Их стало целых шестеро, жалеть малышей было некому и некогда, смотрели, лишь бы с голоду не поумирали. Поэтому, едва окончив семилетнюю школу, Иван Стоколясов завербовался на заработки в Оренбургскую область, Новосергиевский район. Отсюда и был призван на фронт. Сначала окончил полковую школу в г. Сорочинске, получил звание сержанта. Боевое крещение их часть приняла в боях между Воронежем и Ельцом, где понесла большие потери и была направлена на переформирование в г. Курган. Старшина 895 стрелкового полка Иван Стоколясов вместе с уцелевшими товарищами влился в состав дивизии под командованием генерала Смехотворова, которая спешным порядком направилась к Сталинграду. Поезд прибыл ночью, они выгрузились в городе Ленинске, примерно в ста километрах от Сталинграда и пешим маршем пошли вдоль Волги к переправе, названной почему-то 64-й переправой. Иван Корнеевич хорошо запомнил ее, уж больно крутым был противоположный берег — высоченные скалы, у подножия которых плещется река. Но главное, чем запомнилась та переправа, — это тем, что здесь, уже на другом, неприступном берегу, наш земляк впервые увидел и услышал русские «катюши». Казалось, задрожали и вспыхнули огнем вся земля и все небо от их залпов.

Бойцы дивизии Смехотворова занимали оборону в районе завода «Красный Октябрь». Укрылись в подвалах, за толстыми стенами, кирпичными трубами. Крыши были давно снесены, так что от бомбовых ударов противника спастись было практически негде. С зарей, вместе с вражеским артобстрелом, налетали фашистские самолеты, все тонуло в грохоте бомб и снарядов, в дыму и пыли бойцы не видели друг друга. Но оборону держали, атаки отбивали, стояли на смерть. Не забыть фронтовику, как шли в атаку на них фашисты — в черных шинелях, видимо, из дивизии СС, с автоматами наперевес, а лица — как маски. Шли сплошной лавиной, а у наших бойцов и оружия-то недостаточно. («Мы по ним стреляем, а они идут и идут, как роботы».)

Среди защитников завода «Красный Октябрь» были и русские, и украинцы, и казахи, и узбеки. Иван Корнеевич помнит, как вскочил во весь рост их товарищ, узбек, да как крикнет: «Смерть фашистам!» — и поднял всех в атаку. Сам погиб, конечно. Наш Иван Корнеевич получил ранение в плечо, а их полковой командир рядом упал с перебитыми ногами. Командовать он уже не мог, только просил: «Ребятки, держитесь!» И они выдержали. Вечером санитары подобрали раненых, в том числе полковника, доставили всех к переправе, а оттуда — в госпиталь.

Поправившись, Иван Корнеевич снова прибыл в свою часть под пылающим Сталинградом, снова включился в боевые действия. Получил еще одно, средней тяжести, ранение в плечо. И здесь же, в боях за Сталинград, во время очередной контратаки был ранен третий раз — пулей раздробило кисть левой руки. Но еще до этого, излечившись после второго ранения, наш земляк совершил вторую переправу через Волгу, под названием «62-я», и был зачислен в 62-ю армию генерала Чуйкова. Сталинградцы и все, кто знаком с историей Великой Отечественной войны, знают, сколько сделали бойцы и командиры 62-й армии для разгрома фашистов под Сталинградом.

Но Иван Корнеевич не видел завершения этой величайшей битвы — он в очередной раз лечился в госпитале, по стечению обстоятельств в том же самом, где поправлял здоровье в прошлый раз, — в 1978-м эвакогоспитале. Но на сей раз ему не удалось вернуться в строй: кисть руки ампутировали, юного ветерана списали подчистую. Он отправился в Оренбург, по силе возможности работал там, где можно было обойтись одной рукой. Здесь и нашла фронтовика боевая награда за Сталинград — медаль «За отвагу». Здесь Иван Корнеевич узнал об освобождении Волоконовки и района от фашистских захватчиков и засобирался домой…

У супругов Стоколясовых два сына, хорошие, славные ребята, заботятся о стариках. Старший внук Сережа окончил Рязанское десантное училище с «красным дипломом». Офицер. Как и дед — защитник Родины. Другой внук учится в Белгородском милицейском лицее. Соберутся, бывало, ребята картошку деду с бабкой копать и соревнуются: у кого лучше и быстрее работа идет — у армейского или милицейского.

Ещё когда Иван Корнеевич был при здоровье, ездил в Волгоград — город, который защищал в юности, в боях за который был трижды ранен и стал инвалидом. Его очень тепло там встретили, оказали всяческие почести. И, как он сам рассказал, здесь впервые город открылся ему во всей красе — гордый, величественный и непобедимый. А то ведь в сорок втором одни руины были… Так что было за что воевать, недаром пролита кровь!

Материалы полосы «Красный Октябрь» № 8 от 1 февраля 2003 года.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество30 января , 15:45
Вячеслав Гладков: в Белгородскую область направлено более 130 тонн гуманитарной помощи
Материал
Общество20 января , 15:13
Вячеслав Гладков провёл совещание совместно с главами приграничных округов
Материал
Общество14 января , 11:52
Новое культурно-просветительское пространство откроется в Волоконовском районе в 2026-м