Вода – самое ценное, что есть на земле. У русских людей с древних времён особое отношение к родникам. На Руси они пользовались уважением, их называли «живунами», то есть дающими жизнь. За родниками ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы, делали колодцы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанных из липы или сплетённый из бересты. Восточная мудрость гласит: «Мы не ценим воду, пока не высохнет источник».
Родник – маленькое чудо природы. Родниковая вода свежа и приятна на вкус, освежающая и полезная. Почему родниковую воду называют «живой»? То ли потому, что она очень чистая, то ли потому, что, беря воду из родника, мы соприкасаемся с природой, слышим журчание воды? К родникам мы приходим в дни торжеств и в дни раздумий. Они стали нам родными и близкими местами.
В рамках акции «Сохраним природу Белгородчины», проводимой с целью информационно-просветительской, агитационной и практической природоохранной деятельности, направленной на сохранение заповедных уголков Белгородской области, с учениками объединения «Природа – наш дом» было проведено экологическое мероприятие «Живи, родник, живи!». Из презентации дети узнали о родниках Волоконовского района, относящихся к особо охраняемым. Это «Родник Здоровья» в Волоконовке, родники в сёлах Плотвянка и Верхние Лубянки, родник «Сотницкий» в селе Староивановка, «Криница Гаманова» в селе Голофеевка.
Дети подготовили информацию об истории и легендах родников нашего края. Интерес у ребят возник уже в начале мероприятия, когда они познакомились с героями: Капелькой, Ручейком, Цветами. Они пришли на праздник и приняли участие в сценке «Нет жизни без воды», где призвали беречь и охранять водные ресурсы.
Весело и интересно прошли игры и конкурсы «Построй колодец», «Закончи пословицу». Детям были предложены различные виды заданий: кроссворды, экологические задачи, игровые упражнения, которые они выполняли с удовольствием, проявив смекалку и сообразительность. Также ребята подготовили и рассказали стихи местного поэта-барда села Покровка Сергея Постолова, несколько своих произведений он посвятил родникам. В конце мероприятия дети защитили проекты листовок и природоохранных знаков по охране родников и воды. Юннаты сделали вывод: дорога каждая капля воды, и в наших силах сохранить и сберечь водоёмы, просто соблюдая правила поведения в природе.
Все ребята получили массу приятных впечатлений и положительных эмоций. Дети – это неутомимые исследователи, которые хотят всё знать, всё понять, во всём разобраться. Проведенное мероприятие способствовало формированию у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе родного края.
К природе и родникам нужно относиться с добротой и любовью, беречь и охранять их. Сберегая источники, мы бережём нашу Родину. Это учит нас быть добрыми и отзывчивыми, любить и заботиться об окружающем мире. И очень хочется верить, что родники больше не затеряются в зарослях тонкого камыша, ольхи и в памяти человеческой.
Татьяна Шенцева,
педагог станции юных натуралистов