Когда‑то в канун Дня Победы я посмотрела художественный фильм «Ржев», который тронул меня до глубины души, потому что в тех местах сложил голову в бою за свободу и независимость нашей Родины мой дедушка Фёдор Петрович Ляшенко, уроженец села Грушевка. С того момента меня не покидала мысль поехать туда.
В нашей семье из поколения в поколение передаётся память о предках, ценою своей жизни подаривших нам радость мирной жизни. Я попросила внуков отрыть сайт «Мемориал» и найти точное место, где дедушка воевал и где покоится его прах. Нашли. Погиб под Ржевом, в бою на станции Панино, похоронен в лесу. Потом его прах перезахоронили в братскую могилу в деревне Глебово Ржевского района Тверской области. И мне, не знавшей своего героического предка, так захотелось съездить туда и хотя бы мысленно пройтись по его стопам, посетить место последнего захоронения. И вот задуманное осуществилось.
Осенью, справившись с сезонными работами, я поехала в Грушевку и взяла горсть земли с родного подворья. До Москвы доехала поездом. Там меня встретил младший сын, и уже на машине мы отправились в Ржев. Из‑за слёз и волнения в пути почти ничего не видела.
И вот небольшая деревенька. За сельсоветом находится военный мемориал, огороженный красивой кованой оградой. На передней стеле много фотографий с именами и фамилиями, датами рождения и смерти погибших воинов. Те, кто приезжает поклониться праху близких, дополняют этот список привезёнными табличками.
Здесь не знали о нашем приезде и никто нас не ждал. Поэтому поразило то, с какой любовью и заботой там всё сделано. Надгробье было в живых цветах, а вокруг – венки, корзины с цветами! Мы вошли в ограду, где стоит памятник погибшим воинам-стрелкам и танкистам. По дорожке прошли к стелам – каждая в виде полураскрытой книги. Нашли свою фамилию. Поклонившись, рассыпали землю на гробницу и долго стояли в глубоком молчании. Я мысленно разговаривала с дедушкой, благодарила за мир на земле, сетовала на то, что он ни разу не смог взять меня на руки, прижать к себе, да и я не смогла обнять его и сказать о своей любви. Как много было у нас украдено!
На стелы мемориала занесено 5 тыс. имён погибших воинов, но эти списки постоянно пополняются. В округе уже 13 свежих холмиков, на каждом из них ржавая каска и саперная лопата. В то далёкое смутное время за Ржев шли ожесточённые бои. В той мясорубке погибло много солдат и медработников. За памятным мемориалом ухаживают взрослые и школьники. Об этом нам рассказала председатель местного сельского поселения, а я поделилась с ней своей историей.
…Мой дедушка ушёл на войну, и семья осталась без кормильца. Детям пришлось рано повзрослеть. Моя мама Пелагея Фёдоровна Коваленко работала всю войну в колхозе наравне со взрослыми: пахала, сеяла, убирала урожай. Носила зерно в мешках на элеватор в Волоконовку, рыла окопы, противотанковые рвы. Во время оккупации немцы отобрали девушек, прошедших по здоровью комиссию для отправки на работу в Германию, и закрыли их в колхозный амбар. Счастливый случай уберёг маму от рабства. Ночью местный полицай открыл дверь и сказал: «Бегите, а то назад не вернётесь!». Она не помнила, как добралась до хутора Лосева к родственникам. До прихода красноармейцев три месяца жила у них на чердаке. За доблестный труд во время Великой Отечественной войны была награждена медалью, имела юбилейные награды и за труд в мирное время. Её брат Иван Фёдорович подростком работал в шахте города Киселевска Кемеровской области. Учёбу он окончил уже после войны. Его назначили начальником шахты.
Погиб на войне, на Ленинградском направлении, и мой дедушка по отцовской линии – Кирилл Григорьевич Коваленко. Погиб он в деревне Спасская Полистского района Ленинградской области. Впоследствии был перезахоронен в братскую могилу на Люблинском поле. Там похоронено 7 580 человек. Моя двоюродная сестра Любовь Трубицына написала письмо в местную администрацию. Ей ответили, что можно приехать в любое время, что нас встретят, всё покажут и расскажут. У жены Кирилла Григорьевича Пелагеи Петровны ещё не высохли слезы по погибшему мужу, а уже нужно было сына на войну провожать. Моему папе Алексею Кирилловичу Коваленко к тому времени исполнилось 17 лет. После окончания войны он два года проходил службу в Румынии. По возвращении домой работал механизатором в колхозе «Дружба». После ночной смены, отдыхая, он во сне разговаривал по‑румынски. Мы, дети, слушали его с раскрытыми ртами. Его сын, а мой брат Николай, продолжил семейную династию, став механизатором. У папы было много наград: и военных, и за труд.
Всем моим родственникам, жившим в то непростое время, пришлось с лихвой хлебнули горюшка. Дочери дедушки тоже испытали на себе всю тяжесть военного лихолетья и рано повзрослели. Татьяна Кирилловна родилась незадолго до войны, а Мария Кирилловна всю жизнь проработала дояркой в колхозе имени Димитрова. Великую Победу ковали на передовой и в тылу. Но в живых уже нет никого. Боль утраты стихла, а вот память о них в моём сердце жива.
Помним и двух родственников моего мужа Владимира Макеева (родом из села Осколище): Андрея Алексеевича Польщикова – молодого лейтенанта, погибшего под Харьковом (похоронен в братской могиле совхоза «Перемога»). Его брат Митрофан Алексеевич Польщиков прошёл все муки ада концлагеря.
Судьба свела меня с хорошим человеком – скромной, добрейшей души женщиной Клавдией Григорьевной Фёдоровой. Всю войну она прошла медицинской операционной сестрой. Главврач госпиталя, представляя её к государственной награде, написал, что она «выхаживает раненых бойцов с материнской любовью». День Победы Клавдия Григорьевна встретила в логове врага – Берлине, и расписалась на рейхстаге. Её фамилия всегда будет олицетворением подвига наших доблестных медиков.
Наша семья бережно хранит память ещё об одном родственнике – дедушке моей невестки, калмыке Бамбе Кекеевиче Бамбаеве. До войны он поступил в Ленинградский юридический вуз. На фронт ушёл прямо со студенческой скамьи. Был ранен, попал в госпиталь – и снова фронт. И так до победы над ненавистным врагом. После войны продолжил учёбу, получил специальность. На работу был направлен в Калмыкию, в Яшкульский район. Погиб при задержании бандитов.
Ежегодно я и мои внуки, держа в руках портреты родственников, идём в строю «Бессмертного полка». К 70-летию Великой Победы в Грушевке была заложена аллея Памяти погибшим воинам. Со старшим Володей и младшим Артёмом мы посадили именные деревья.
7 ноября 1941 года Иосиф Сталин, обращаясь к новобранцам и добровольцам, шагнувшим с брусчатки Красной площади прямо на фронт, призвал их защищать своё Отечество, как защищали его Дмитрий Донской и Александр Невский. Наши деды и отцы не подвели и ценою своих жизней отстояли независимость многонациональной страны. Навсегда в памяти таких, как я, это поколение победителей – гордых, непокорённых и непреклонных! О величайшем подвиге нашего народа нужно больше рассказывать молодому поколению, участвовать в акциях, посвящённых нашей Великой Победе. Надо чтить и помнить историю своей страны, знать истинную правду о подвиге нашего народа.
жительница посёлка Пятницкого Лидия Макеева