Вот уж поистине мир тесен… В этом изречении я убедилась ещё раз, переехав в Волоконовку более года назад с берегов Байкала. Зная, что и здесь живут бывшие бамовцы – бывшие строители Байкало-Амурской магистрали, я обратилась в Совет ветеранов. Оказалось, в Волоконовском районе проживает 23 участника легендарной стройки, причём половина из них – в посёлке Пятницкое.
Каково же было моё удивление, когда в этом списке я увидела данные трёх человек, работавших именно в том Северо-Байкальском районе, где мы с мужем прожили 42 года, начиная с 1979 года. Я в годы БАМа работала журналистом в районной газете, в отделе комсомольской и партийной жизни, муж начинал БАМ с геологии, работал бурильщиком в Тоннельном, а с 1985 года – заведующим гаражом в районном узле связи, чьи машины доставляли почту, прессу по всей бамовской трассе. Мы были в гуще всех событий на великой стройке. Вот уж точно, пути господни неисповедимы…
Моя первая встреча – с Сергеем Ивановичем Лунёвым, жителем посёлка Пятницкое, и первый вопрос, который мне так не терпелось задать, – «Как Вы попали на БАМ?»
«Родился и вырос я здесь, на волоконовской земле, в селе Верхне-Яблоново. Школу окончил в селе Погромец. Затем получил профессию электрослесаря в ППУ городе Губкин. Немного проработав после его окончания, ушёл в армию. Вот тогда впервые я познакомился с Сибирью. Служил в Забайкальском военном округе, вначале в Читинской области, затем в городе Кяхта, в Бурятии. Когда вернулся, работал в городе Белгороде. В это время по всей стране уже звучало набатное слово «БАМ!». Мой земляк и друг Владимир Михайлов в 1980 году приехал в отпуск уже с этой великой стройки. Он работал проходчиком в строящемся Северомуйском тоннеле. Захотелось вновь побывать в Сибири, захотелось испытать себя. О тоннеле я много читал и слышал по радио», – ответил Сергей Иванович.
Из архивных документов:
«Северомуйский тоннель – самый длинный по протяжённости в России и пятый в мире. Гордость бамтоннельстроевцев! Его протяженность составляет 15 км 343 м. Он не только самый крупный, но и самый сложный. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, обвалы, тектонические разломы. Он должен был решать стратегически важную проблему организации движения поездов по кратчайшему пути. Поэтому звучал лозунг: «Тоннели – ключи от БАМа!». Вначале были построены два обходных тоннеля. Обход состоял из крутых серпантинов, высоких виадуков, включая знаменитый Чёртов мост! Самая передовая техника из США, Германии, Франции, Японии работала здесь. Это был полигон испытаний не только для техники, но и для людей. Строительство тоннеля даже чуть было не приостановлено. Это затянулось на долгие годы, целых 26 лет. В 2001 году произошла сбойка тоннеле-железнодорожного полотна, а 5 декабря 2003 года по Северомуйскому тоннелю прошли первые железнодорожные составы.
В 1982 году здесь на строительстве работало 8486 человек: рабочих – 7214, ИТР – 1270. Половина всех работающих была в возрасте до 30 лет…»
Вот в это число и вошёл герой моего рассказа – Сергей Иванович Лунёв. В апреле 1981 года он прилетел в город Улан-Удэ и далее рейсом до бамовского посёлка Северомуйск. До западного портала, где находился посёлок Тоннельный, ехал на вахтовке. По обочинам – ярко лиловые вспышки багульника. Высоко в горах лежал снег. Посёлок располагался у западного подножия Северомуйского хребта, в стиснутой сопками котловине. Тайга выглядела величавой, кедры вонзались в небо, как в песне: «Где-то на сопках багульник цветёт…». Не влюбиться в этот край было невозможно…
Вот как делится впечатлениями Сергей Лунёв о своей бамовской жизни:
«Край действительно был неизведанным, новым. И встретил он меня очень дружелюбно. Здесь работали люди со всего Советского Союза – шахтёры из Ворошиловграда, метростроевцы из Москвы и Ленинграда, из Ташкента, сварщики из Красноярска. Жили в сборно-щитовых домах, общежитиях. В посёлке было две школы – общеобразовательная и музыкальная, клуб и даже бассейн. Часто проходили соревнования, спартакиады. Посёлок славился своим ансамблем «Юность БАМа». Люди все открытые, дружелюбные. Попал я на стройку в непростое время – как раз шла ликвидация последствий после обвала в тоннеле. Работали геологи – стояли буровые установки, делали разведку подземных вод. Я первые два месяца работал бетонщиком, затем уже электрослесарем. Работали с энтузиазмом, по 12-15 часов. В тоннеле вёл проходку мой друг, земляк Володя Михайлов (сегодня проживает в селе Осколище). В это время звучали на БАМе крылатые лозунги: «Партия сказала – надо! Комсомол ответил – есть!» или «Даёшь пятилетку!» Это был идеологический ход нашей партии, но он был успешен. В одном выражении – «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» – я убедился точно. В 1982 году я поступил на заочное отделение Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта. Филиал института находился в городе Северобайкальск, который строили первопроходцы с 1974 года на берегу Байкала. Вот здесь я и увидел седьмое чудо света. Даже искупался в нём. Тогда попробовал знаменитую рыбу омуль. Через пять лет получил диплом о высшем образовании и уже работал мастером, инженером-энергетиком. Привык к морозам, а они здесь были и больше 50-ти градусов, был даже такой регламент – 40 минут работаем на морозе, 15 минут греемся в балке. Даже кабель замерзал. Зимы здесь суровые. В суровости той жизни на БАМе я убеждался не раз: и завалы в тоннеле, и несчастные случаи, и школьников накрыла лавина, я участвовал в их поиске. Здесь все строители БАМа прошли хорошую жизненную школу.»
Мой собеседник на мгновение замолчал, а потом продолжил свой рассказ о стройке.
«Здесь, в Тоннельном, в 1985 году я встретил свою судьбу, свою половинку – Наталью, она приехала к подруге в гости из Ростовской области. Познакомились и через полгода поженились. Свадьба была бамовская, скромная, но весёлая. Работала Наталья в столовой поваром, а потом и заведующей. В том, что на БАМе браки крепкие, я убедился на жизненном опыте. Забегая вперёд, скажу – прожили мы счастливо 35 лет, вырастили сына. Мы с Натальей тогда удивлялись общению людей на стройке. Если ты ехал на попутке (тогда легендарные Магирусы ездили по трассе), с тебя никто не брал денег. Жили в посёлке большой дружной семьёй. Собирали бруснику, грибы грузди и маслята, кедровые орехи. Мужчины ловили рыбу в горных реках – хариус. Не было на работе разгильдяйства, пьянства, преступности не было. Тоннельный отряд помогал подшефным организациям – строили школу в селе, косили сено для совхозов, помогали рыболовецким бригадам. За свой труд на БАМе я получил знак ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки», а в 1986 году – медаль «За строительство БАМа».
Зная, что в 90-е годы наступили большие трудности в строительстве тоннеля, я спросила Сергея Ивановича: «А как сложилась Ваша дальнейшая судьба?».
«В 1992 году тоннельный отряд №18 был переведён в другое место дислокации – Абакан-Тайшет. На новое место уже ехать не хотелось, наступили лихие 90-е. Это чувствовалось и в быту, и в работе. Мы с женой и сыном вернулись на родину. Проработав год в Старом Осколе, приехали в Пятницкое, где обустроились. Я 17 лет проработал на сахарном заводе, в снабжении, затем заместителем директора по логистике. Построили дом. В 2020 году я овдовел.»
В завершении нашей встречи к Сергею Ивановичу «на огонёк» заглянули бамовские друзья – Петр Волошин и Николай Морозов. Смотрели альбомы, пили чай. Воспоминания о БАМе лились рекой. Настоящее бамовское содружество. Ведь не зря сказано, что воспоминание – это богатство старости. Прощаясь, я задала такой вопрос: «Не хочется ли вам хоть на немного вернуться в те края?» На что Сергей Иванович ответил: «Да, мечтаю. Хочется проехать на поезде вдоль побережья Байкала и обязательно через Северомуйский тоннель, который я тоже строил!»
Ветеран БАМа, член Союза журналистов Татьяна Викторовна Степанова