Николая Александровича Чепелева знают не только в Волоконовке и Волоконовском районе. Подтверждение тому – его послужной список работы в органах внутренних дел длиною в 27 лет. Из них десять лет – в ЛОВД станции Валуйки, два года – в должности начальника полиции ОМВД России по Волоконовскому району, четыре года – начальник ОМВД по Корочанскому району. С 2015 года по 2021 год был секретарём Совета безопасности администрации Волоконовского района. Прошёл путь от младшего лейтенанта до подполковника.
И не все его земляки знают о том, что Николай Александрович причастен к строительству Байкало-Амурской магистрали. Он проработал на этой легендарной стройке 14 лет. Это время оставило особую группу людей, которую мы сейчас называем «бамовцы»…
...Мы сидим в уютном, просторном доме, что в посёлке Пятницкое по улице Полины Осипенко. Передо мной подтянутый, спортивного вида мужчина с проницательным взглядом. Жена Ирина Владимировна хлопочет на кухне, собираясь угостить нас чаем. Я задаю вопросы и ловлю каждое слово моего собеседника…
Как люди приезжали на БАМ – у каждого своя история! Некоторые – со съезда и по путёвке комсомола, многие – по приглашению организаций и друзей, другие – добровольцы… А вот как Вы, Николай Александрович, поехали в неизведанный край, на Дальний Восток?
В 1981 году я отслужил в армии в Чехословакии. После службы работал в Волоконовском РЭСе электромонтёром. Вместе с другом Александром Рябцевым всё мечтал поехать на Камчатку, работать на рыбном промысле. И вот однажды осенью случайно встретили Сашу Заколодного с женой. Они приехали в отпуск с БАМа. Пообщались с ними, и нам, молодым и горячим, захотелось испытать себя, поехать в новый край, на Всероссийскую ударную стройку. Сели на поезд Харьков – Владивосток и через всю страну семь дней ехали до Тынды. Так что ехали мы по зову сердца…
Город Тында – это ведь столица Центрального участка БАМа с 1975 года. Какая жизнь была в то время там, когда вы приехали?
Да, это так. Уже ушло время первых десантов, палаток, первых сбоек. Но здесь было очень много молодёжи, причём многих национальностей. Здесь уже стояли и многоэтажные дома, школы, кинотеатры, спортивные площадки и спортзалы. Здесь уже работала школа Олимпийского резерва. Строили Тынду москвичи, поэтому чувствовалась московская тематика в названиях – Арбат, Сокольники, Красная Пресня. Население было 60 тысяч. В выходные играли по десятку свадеб, каждый день рождалось по пять-шесть детей.
Сюда приезжал агитпоезд «Комсомольская правда», проводились «Огни магистрали» с участием Иосифа Кобзона, Розы Рымбаевой, ансамблями «Самоцветы» и «Верасы», Льва Лещенко и других. Жизнь била ключом!
А как складывалась Ваша трудовая биография?
Вначале не совсем удачно. Для каких-то организаций нужна была прописка, для других – узкая специализация, в иных не предоставлялось жильё. Мы с Александром исколесили всю Тынду вдоль и поперёк. И вот, наконец, одно место нашлось – в Восточно-Сибирском Управлении механизации. Саша пошёл работать слесарем, а я в конце октября устроился в строительно-монтажный поезд № 706. Это в посёлке Дипкун, в 120 км от Тынды. Ехать туда надо было на рабочем поезде, часов восемь, в неотапливаемом вагоне, который назывался странно – «бичевоз». Тут-то и пригодился овчинный полушубок, который я предусмотрительно взял из дома. Так что начал я стройку века плотником, как мой батя. Работали на морозе, а они были за 40 градусов, ещё и туман накалял обстановку. На трудности не обращал внимания, ведь впереди была целая жизнь… Отработал три месяца, в выходные ездил к другу в Тынду, начал заниматься спортом. В 1982 году наконец-то взяли на работу в Тынду, в лесхоз чокеровщиком, тоесть помощником вальщика. Работа не из лёгких, труд физический, но я не жаловался, не унывал. Древесину заготавливали для строительства. Здесь был и запах тайги, и туманы, и романтика…
Через год я перевёлся в Восточно-Сибирское Управление механизации железнодорожным слесарем, где работал мой земляк Александр. Получил общежитие. Работал в бригаде, жил уже точно бамовской жизнью. Зарплата была неплохая, коллектив дружный, слаженный. Семь лет я ремонтировал строительную технику для магистрали, вдохновлённо занимался спортом и участвовал в общественной жизни. Хотелось быть сильным, целеустремлённым, упорным. За это время и к суровому климату привык, и очень нравилось человеческое общение на БАМе: все, как одна большая, дружная семья.
Я по долгу своей профессии и потому, что также жила на БАМе, много читала о развитии спорта на магистрали. Центральный участок БАМа славился многочисленными спартакиадами, турнирами «Ковер БАМа» и «Помост БАМа», открытыми чемпионатами всех участков трассы, ведь в Тынде была даже «Тропа здоровья», в которой участвовали семьи строителей, – расскажите об этом.
Да, я буквально все выходные пропадал в спортзалах. Занимался в секции каратэ, участвовал в кроссах, соревнованиях. Получал спортивные награды, поощрения. На таких спартакиадах, турнирах часто видел известных спортсменов, таких как: Третьяк, Алексеев, Жаботинский и другие. Спорт сыграл в моей жизни не только большую роль, но и значительную роль в моей будущей работе. Однажды на соревнованиях девушка спросила у нас: «Парни, не хотите поступить в Благовещенский педагогический институт имени Калинина, на факультет «Физвоспитание и спорт». Я уже был женат в то время, подрастала дочка, посоветовался с семьёй и поехал на вступительные экзамены. Сдал хорошо точные науки, а вот за сочинение волновался. Но свободную тему сочинения о БАМе написал хорошо и был зачислен в ВУЗ. Это был 1985 год. Всё было по плечу: и работа, и учёба. Окончил я институт в 1990 году.
В Тынде понемногу сокращались предприятия. В 1987 году я перевёлся в дорожно-эксплуатационную службу на БАМ ЖД. Работал помощником составителя поездов. Мы часто дежурили в народных дружинах, которые следили за порядком в городе, и так же рьяно занимался спортом. Был кандидатом в члены КПСС. И, очевидно, мой характер, спортивные достижения сыграли свою роль. Мне предложили работу в органах по специальности «инспектор-методист по физподготовке». Тут же отправили на курсы в город Феодосию. Так началась моя карьера в органах внутренних дел. В январе 1989 года получил звание младший лейтенант. С 1990 года работал инспектором по делам несовершеннолетних. Мне эта работа очень нравилась. В своём микрорайоне следил за трудными подростками, проводил рейды по неблагополучным семьям. До сих пор помню пацана – Юру Макаренко, носил ему бутерброды, старался помочь. Раскрывал кражи. Даже такой случай был: подростки обворовали склад взрывчатых веществ, взяли шнуры, ракетницы. И вдруг прямо в школе услышали хлопок. Я быстро туда и разговорил нарушителей закона. Всё было изъято. Раскрывали дело о спекуляции чеками по целевым вкладам. В общем, работа была интересная и плодотворная. В 1993 году стал начальником МРЭО Райтынденского РОВД.
Наступили 90-е годы. На БАМе тоже началась неразбериха. Задерживались зарплаты, были талоны, сокращались предприятия. По семейным обстоятельствам в 1994 году я с семьёй вернулся в родные места. Перевёлся в ЛОВД на станцию Валуйки.
Николай Александрович, вот сегодня, с высоты прожитых лет, умудрённый жизненным опытом, что бы Вы ответили на мой заключительный вопрос: что значило для Вас участие в этой великой стройке века?
Это были лучшие годы моей жизни. Это была молодость, жизненная школа и история страны, в которой я принял активное участие. Я чувствую себя счастливым, вспоминаю юность, своих друзей, с которыми общаюсь до сих пор. Есть что рассказать внукам – их у нас восемь. Ведь что-то важное, ценное для себя мы помним всегда, всю жизнь!
Беседовала ветеран бурятского участка БАМа, член Союза журналистов России, Татьяна Степанова