Что есть вандализм, а что – настоящее искусство? Граффити – это известное многим уличное художество. Но какой смысл несут в себе рисунки и надписи на стенах? Какие мысли и цели движут их создателями?
Эта тема довольно интересна и актуальна. Иногда граффити становится вандализмом, когда наносит вред архитектуре, историческим памятникам. В этом мы убедились, когда гуляли по нашему посёлку. Красивому, уютному, благоустроенному. Но не всем эта красота оказалась по душе… Мы были, мягко говоря, в шоке от того, что увидели в нашем центральном парке. С виду удобные, современные беседки внутри оказались исписаны надписями, которые содержат в себе нецензурную лексику, любовные послания и номера телефонов и так далее. Как можно это делать? Ведь они предназначены не для баловства и вредительства, а для семейного отдыха, для гостей и жителей нашего района.
И, как говорится, чем дальше в лес, причём в прямом смысле… Мы прошли в заброшенный лагерь «Юность». Здесь каждый домик страдает от огромного количества надписей и рисунков разного характера. Зачем портить историю прекрасного советского места для детей? С этим вопросом мы обратились к подросткам, чьи номера телефонов красовались на стенах. На удивление – на звонок отвечали, но конкретного и аргументированного ответа не дали. Вопросов становилось больше, чем ответов. Если эта территория недействующая, то зачем оставлять на стенах оскорбления в адрес друг друга, писать нецензурные фразы, странные символы, рисунки? Найдя инициалы одной девушки, мы связались с ней через социальную сеть. На данный вопрос она ответила: «Причиной наших надписей была память. Ведь лагерь «Юность» известен многим. Тем самым мы хотели оставить после себя некий след в истории посёлка». Очень странный след, согласитесь.
На выходе из центрального парка мы встретили пожилую женщину с собачкой. Решили узнать у неё мнение насчёт лагеря «Юность». Женщина с теплотой вспоминала время, проведенное в этом месте. Рассказывала о том, как весело им было в лагере. Но это уже совсем другая история…
Различные надписи, какие-то символы есть и на заборах около ЖД моста, на некоторых дорожных знаках, остановках, стендах… И это, похоже, уже не вызывает особого удивления у прохожих. И, видимо, люди смирились с этими «наскальными» рисунками и считают, что повлиять на их авторов невозможно. Хотя это нарушение закона и может привести к печальным последствиям. Детские площадки, школьные парты, стулья, уличные столбы и заборы. Всё это страдает от рук нынешней молодёжи.
Самый распространенный ответ-обоснование у подростков-художников – назвать подобные рисунки на стенах и дорогах способом самовыражения… Именно таким подходом группы современных подростков хотят обратить на себя внимание.
Для того, чтобы точно убедиться в вышесказанном, мы решили встретиться и обсудить эту тему с руководителем структурного подразделения «Межрайонного центра психолого-педагогической помощи детям Волоконовского района и Валуйского городского округа», ОГБУ «БРЦ ПМСС» и психологом – Еленой Богочановой, которая ведёт приёмы по оказанию адресной психолого-педагогической помощи, в основном, работает с детьми подросткового возраста. Из нашего разговора стоит отметить следующее… Любой вид искусства есть результат такого защитного механизма, как «сублимация», благодаря которой у нас есть огромное культурное наследие. Но не всегда «сублимация» конструктивна. «Граффити» – это одна из девиантных форм творчества, если его можно так назвать, больше к данному явлению подходит слово «вандализм». Мало того, что наносится вред государственной собственности, портится эстетика и красота, сильно бросается в глаза, да и в надписях может присутствовать нецензурная брань и символика различной противоправной направленности. Конечно, есть граффитисты, которые пошли культурным путём и создают фестивали и другие творческие объединения для создания рисунков без порчи культурного наследия и государственного имущества. Но, к сожалению, явление распространено в большей степени в подростковой среде и совершается, как правило, подростками, склонными к девиантному поведению. У них, как правило, есть различные проблемы в жизни, которые влияют на мировоззрение и поступки. Это могут быть конфликтные отношения в семье или с коллективом сверстников, трудности в умении анализировать и сознательно контролировать свою личность, непонимание ответственности за свои поступки и за собственную жизнь. Такой человек смотрит вокруг и понимает, что картинка не соответствует его внутреннему пониманию мира, рисуя или оставляя надписи или граффити, он как бы сообщает, кричит всем о том, что: «Мир не идеален. В нём есть я, мои проблемы и боль». Это посыл: «Я есть! Я существую!»
Елена Владимировна пояснила, что психологические причины оставления надписей на заборах и остановках кроются в особенностях подросткового возраста. Если это делается в компании сверстников, то действия могут быть направлены на достижение принятия или получения статуса в определенной группе. Бывает и просто за компанию нарисовали, написали и разошлись, без смысловой нагрузки. В отличии от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей (компания подростков) характеризуется психической общностью. Кто-то начал, кто-то продолжил. Бессознательно в толпе теряется личность, появляется «мы», кажется, что никто не ответственен за происходящие и сделанное. В подобных случаях после содеянного каждая в отдельности личность не может логично объяснить свой поступок, потому что он ощущается не как личный, а как совместный. Если подобные деяния совершаются в одиночестве, то это говорит нам о проблемах в благополучной социализации и носит некое скрытое послание о своём существовании. Также надписи на партах могут «говорить», например, об обозначении своей территории: «моя парта», «здесь сидит Коля» и так далее.
Радует, что в нашем посёлке есть и положительные примеры росписей стен, муралов. Они вызывают настоящий восторг! Так художник из Белгорода изобразил мальчика по имени Леша Павличенко из Белгородской области, который стал символом поддержки СВО. На здании Центральной библиотеки мы можем лицезреть прекрасный и патриотичный рисунок. Вот достойный пример сублимации и самовыражения! Нужно понимать, что положительные действия будут влиять на вас и окружающих лучше. Учителя, родители, бабушки, дедушки, воспитатели проводят с ребятами разговоры на различные темы, а этой, кажется, уделяют меньше внимания.
Хочется отметить, что любая надпись на стене является нелегальной, если не было получено разрешение от собственника. Не нужно забывать об этом. В настоящее время за размещение несанкционированного граффити ст.7.17 КоАП («Уничтожение или повреждение чужого имущества») предусмотрен штраф от 300 до 500 рублей. Кроме того, нарушитель может быть наказан по статье «Мелкое хулиганство», предусматривающей штраф от 500 до 1000 рублей либо административный арест. Для того, чтобы разместить стрит-арт, художник должен получить разрешение специальной комиссии или местных властей. И пусть автор рисунка по возрасту не подпадёт под статью, но на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних – точно. И вот это уж точно оставит след в биографии…
В заключение хочется выразить благодарность всем тем, кто действительно ценит настоящее искусство и преподносит его в самых ярких красках. Не нужно возвращаться к временам австралопитеков.
Юнкоры Полина Касьяненко и Анастасия Трегубенко.