Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
91.69
+0.00$
98.56
+0.00
+14 °С, ясно
Белгород

Ветеран БАМа Татьяна Степанова – о волоконовцах бывших строителях Байкало-Амурской магистрали

31 марта , 10:00Письмо в редакциюФото: Архив семьи Морозовых

Сегодня наш рассказ о семье Морозовых из посёлка Пятницкое.

Год назад стартовал совместный проект редакции газеты и регионального отделения Общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», посвящённый 50-летнему юбилею стройки XX века – Байкало-Амурской магистрали. Мы продолжаем рассказывать об истории БАМа и волоконовцах, чьи судьбы неразрывно переплелись с этой легендарной стройкой. Сегодня наш рассказ о семье Морозовых из посёлка Пятницкое.

БАМ в их судьбе

Разными путями молодые люди попадали на великую стройку БАМа. Кто-то пафосно и красиво – с комсомольскими отрядами, кто-то по приглашению друзей, кто-то вообще наугад, услышав по радио репортаж о БАМе.

А вот семью Морозовых, что живёт сегодня в Пятницком, привело на БАМ не радостное событие, а скорее печальный случай. Шел 1981 год. Двоюродный брат Николая Морозова – Анатолий Скибин, работал в числе первопроходцев в бамовском посёлке Сюльбан, что в Забайкальском крае Каларского района. Рубил просеки под ЛЭП, под строительство объектов, конторы строительно-монтажного поезда-697 (СМП) Управления строительства «БАМстройпуть». И произошла трагедия, его убило деревом на лесоповале. Было ему всего 22 года. Два человека из его бригады доставляли тело в село Отрадное Волоконовского района. А когда они собирались назад в Сибирь, Николай твёрдо решил – едет с ними. Он уже был женат, подрастали две дочки. Жена Нина родом из села Афоньевка, он – из села Отрадное. А жили уже в Пятницком. Поженились в 1975 году, работали на молочноконсервном заводе: он был водителем, а она – бухгалтером.

Рассчитавшись в один день, Николай уехал первым. Нина поехала к нему через полгода с младшей дочкой Инной, которой не было ещё и трёх лет. Путь был дальний: из Волоконовки до Москвы на поезде, затем авиарейс «Москва-Чита», из Читы на самолёте «Ан-24» до Старой Чары. Телеграмма (как это было обычно в те времена) о её приезде не дошла до адресата. Её и маленькую дочку Николай не встретил. Добирались до места ловя попутные машины, благо народ здесь был добрый, сочувствующий. На УАЗике – до отворота, и там водитель, пока не посадил на попутный бензовоз, не отправился дальше. По дороге, за рулём проезжающей мимо машины Нина увидела Николая. Так они и встретились. Он дал им ключи от балка, маленького деревянного домика, рассказал, где что находится, и поехал дальше. А её с маленьким ребёнком встретили, заселили в дом и накормили. Нина только удивлялась такому радушию и гостеприимству.

Николай, когда приехал в Сюльбан, работал лесорубом. Вовсю строились дома, школа, баня. Потом он перешёл водителем на «ГАЗ-66» и возил путейцев и рабочих на вахту. Исколесил на машине весь район, часто бывал в командировках. Жизнь не из лёгких у водителя таёжных дорог, а точнее сказать, таёжного бездорожья. Да и техника на таких ухабах долго не выдерживала. Но Николай никогда не роптал. Теперь жена с дочкой были рядом. Через некоторое время Нина привезла и старшую дочь Ларису, которая в первый класс пошла здесь, на БАМе. Жили в щитовых домах, снабжение было хорошее, только вот порой картошку в контейнере из Волоконовки родные присылали.

Нина приехала в Сюльбан как раз в одно время с отрядом XIX съезда ВЛКСМ. 300 ребят со всех республик СССР прибыли сюда по велению сердца. Их отправляли и провожали со съезда первый секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев и Герой Советского Союза, лётчик-истребитель Алексей Маресьев. Посёлок жил бурной и кипучей жизнью. Спартакиады, мероприятия, концерты. Нина хорошо помнит выступление народной артистки РСФСР Ольги Воронец. Бамовские дети вместо цветов дарили ей лапник.

Нина работала бухгалтером в СМП-697. Почти ежедневно за 120 километров она моталась по бездорожью в райцентр Чару, в банк. Припоминает, что зимой в лютые морозы возила с собой соль, чтобы оттирать от инея стёкла в машине. В 1985 году в Сюльбан приехала её сестра Любовь Бондаренко и стала работать поваром в детском саду.

И морозы нипочём

Название временному бамовскому посёлку Сюльбан дала река Сюльба, в переводе с эвенкийского «сильбан» – предупреждение об опасности. В её пойме находились четыре непроходимых каньона для оленей.

Места здесь удивительной красоты – хребет Кодар, урочище Чарские пески, горы альпийского типа, стоящие стеной, пик «БАМ» – высшая точка хребта. Из-за перепада высот Кодар зовут маленькими Гималаями. Зимы здесь очень суровые. Морозы достигают 50 градусов, а лето длится всего полтора месяца, в сентябре уже выпадал первый снег.

«Нам и морозы такие были нипочём. В балках было очень тепло. Котельные топились дровами. Правда, в конце 80-х из-за аномальных морозов и сбоя оборудования случилась авария. Часть людей эвакуировали, и к началу 90-х началась передислокация в Тынду. В морозы мы одевались в тёплые полушубки, а на ногах были унты. Летом купались в прохладной воде, под ногами мог быть даже нерастаявший лёд. Практически не болели. Дети на лето уезжали по бесплатным путёвкам на юг, дочка даже в Болгарии была. Николай очень любил рыбачить: и на вертолёте на рыбалку летал, и пешком на перевал 25 километров проходил. А рыба какая вкусная была – хариус, линок, валёк. Даже котлеты из неё готовили. Икру рыбную ложками ели и рыбу мёрзлую с солью и перцем. Увлекательное это дело, даже я с ним иногда ездила. На таких порогах, перекатах на лодке плыли, что я даже глаза закрывала от страха», –  рассказывала Нина.

В бамовском семейном альбоме того времени я видела фотографии: красивую природу тех мест, как ходили за голубицей (голубикой) и брусникой, встречали первый поезд в Сюльбане. Бережно хранит семья Морозовых и книгу «БАМ продолжается». Её с интересом сейчас смотрят и читают их внуки.

24 сентября 1984 года прошла стыковка главного пути БАМа. На разъезде Балбухта, это совсем рядом с Сюльбаном, соединилось полотно Западного и Восточного участков БАМа. Их посёлок продолжал работать до 1990 года.

СМП-697 передислоцировался в город Тынду, а вместе с ним и семья Морозовых. Тут они прожили на сопке Фестивальной всего год. В то время Нина носила под сердцем третьего ребёнка, и семья в 1991 году вернулась домой, в Пятницкое. До самой пенсии Николай Фёдорович проработал на сахарном заводе водителем, а Нина Васильевна – на молочноконсервном заводе лаборантом. Младшая дочь Юлия росла уже здесь, в Пятницком. Морозовы достойно воспитали своих дочерей, все они получили высшее образование.

«Дружба на века»

Есть такое крылатое выражение, и семья Морозовых знает, что оно реальное. Прожив в суровом сибирском крае десять лет, они познали цену такой дружбы. Свыше 30 лет прошло с той бамовской поры, а они до сих пор не растеряли контактов с друзьями: и с теми, что уехали в Германию, и с теми, что живут в Тынде, Подмосковье, Краснодарском крае. Даже встречались с некоторыми из них. Сегодня многие доступны благодаря интернету. Об одной встрече я хочу рассказать.

Прошлым летом 8 июня, в День БАМовца, мы ездили в Дальнюю Игуменку на встречу с бамовцами из содружества. В ожидании праздничных мероприятий сидели на лавочках перед Домом культуры. А Николай Морозов до этого бросил фразу: «Навряд ли я кого знакомого увижу». Подъезжает наш руководитель Бамовского содружества В.В. Конарев и вместе с ним из машины выходит молодцеватый, спортивного телосложения мужчина с гитарой в руках. И тут раздаются возгласы и крики: «Коля, Нина – это вы?!» Он просто подлетел к чете Морозовых. Нужно было видеть на их лицах светлую радость, безмерное счастье, волнение и слёзы… И мы все были так рады за них.

Около 35-ти лет не виделись они с Николаем Коробковым, посланцем из Белоруссии отряда XIX съезда, что работал в Сюльбане. Воспоминаниям и разговорам не было конца. Николай и Валентина  Коробковы поженились в том далёком 1982 году на БАМе, сейчас живут в Москве. Николай – автор и исполнитель многочисленных песен о БАМе.

В августе следующего года Николай Фёдорович и Нина Васильевна будут праздновать золотую свадьбу. Дочь Лариса с семьей приедет из Москвы, Инна и Юлия с семьями – из Белгорода. За праздничным столом соберутся и внуки – их пятеро. И вновь будут воспоминания, рассказы о том отрезке времени, когда жили и работали на легендарной стройке. Супругам Морозовым есть чем гордиться и о чём поведать внукам, ведь БАМ занял особое, яркое место в их жизни. И как сказал поэт из Тынды в своём стихотворении: «Лучшую дорогу своей жизни они вместе вовремя нашли».

Ветеран труда, член Союза журналистов РФ Татьяна Степанова

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество3 мая , 17:04
Белгородская область представит региональную госпрограмму на комиссии по НТР уже в мае 2024 года
Материал
Общество2 мая , 10:18
Вячеслав Гладков — об охране кладбищ в преддверии Пасхи
Материал
Общество26 апреля , 08:53
Вячеслав Гладков пригласил белгородцев принять участие в конкурсе «Агротуризм»