Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

«И «Катюши» запели». Волокончанка Людмила Шенцева поделилась историей фронтовика своей семьи

9 мая , 13:02Письмо в редакциюФото: Редакция газеты Яковлевского городского округа «Победа» Памятник реактивной установке БМ-13 «Катюша» на шасси автомобиля ЗИС-6, стоящий в селе Яковлево Белгородской области.

Её свёкор, Николай Федосеевич Шенцев, прошёл всю войну.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что войны – это противоестественное и безнравственное состояние человечества. В войнах нет ни победителей, ни побеждённых, есть общая трагедия, вспоминать о которой трудно. И всё же мы должны ещё раз вспомнить о том, что происходило в годы Великой Отечественной войны.

Была война, были люди, вовлечённые в огненное горнило ненасытного чудовища. Всё дальше и дальше уходят от нас суровые годы войны. К сожалению, ветеранов войны становится всё меньше и меньше. Даже те, кто закончил войну 19-летним, теперь это люди преклонного возраста. Они бережно и свято хранят священную память и призывают к этому молодёжь, хотят видеть в них достойных продолжателей. А это значит, в любую минуту быть готовыми к защите Отечества. И, как показало сегодняшнее время, молодое поколение не посрамило своих дедов и прадедов. Они героически сражаются за свою Родину. Наши ребята борются с тем же фашизмом, завершая войну, начатую во время Великой Отечественной войны. Ребята сейчас обеспечивают  безопасность нашей страны, доказывая не только словами, но и делами, что верны ей.

Сейчас историю нашей страны хочет переписать всё мировое сообщество, показать нас агрессорами, поэтому мы должны всегда помнить военное лихолетье Великой Отечественной войны. Сейчас про нашу Отечественную что только не говорят. Страсть к упрощению, переоценкам прошлого сейчас, к сожалению, распространяется, как эпидемия. Как можно забыть и отбросить столь очевидный факт, что к моменту нападения на СССР, под сапогом Гитлера была уже вся Европа. Великая Отечественная война была и остаётся для нашего народа священной, мы отстояли Родину и тем горды. Победа нам досталась слишком дорогой ценой. Мой свёкор, Николай Федосеевич Шенцев, прошедший всю войну, всегда повторял, что все люди должны много знать о войне и никогда не забывать. Он, познавший все военные тяготы, не мог смотреть военные фильмы без слёз. Как и все фронтовики, мало рассказывал о себе, но некоторые события его жизни хотелось бы вспомнить и помянуть его добрым словом.

Николай Федосеевич родился 19 декабря 1915 года в селе Фощеватово Курской губернии, в крестьянской семье. Он рано потерял мать, и отец женился во второй раз. В этом браке родились две дочери. Позже семья переехала в село Красная Нива. До войны Николай успел получить среднее специальное образование по профессии строитель. Он женился на скромной девушке Елизавете, с которой прожил более шестидесяти лет. У них родилось восемь детей. Первенец появился на свет в 1941 году. Остальные дети – в послевоенное время. К сожалению, четверых уже нет в живых. Николай вместе с другими односельчанами ушёл на фронт добровольцем буквально в первые дни войны. Их посадили на подводы и повезли на станцию Волоконовка. Прозвучала команда: «По вагонам!», и все стали грузиться в эшелон. С собой взяли то, что можно было, и кусочек хлеба, кусочек сала. У всех был почти одинаковый набор. По дороге эшелон бомбила немецкая авиация, но обошлось без жертв. Приняли боевое крещение. По прибытии к месту назначения первым делом их накормили и выдали обмундирование. Начались занятия, которые шли непрерывно, практически  с раннего утра и до позднего вечера. В любую погоду отрабатывали военные действия. Всем хотелось быстрее попасть на фронт. После обучения рота была переброшена на Центральный фронт. Позже Николай попал в гвардейский миномётный полк, на вооружении которого стояли знаменитые «Катюши».

Николай Федосеевич Шенцев
Фото: Семейный архив Людмилы Шенцевой

Расчёт установки составлял шесть человек. Ему довелось воевать на Ленинградском фронте. Враг старался перерезать Карельский перешеек, чтобы лишить фронт снабжения из Мурманска и не дать прорвать блокаду Ленинграда. Бои шли день и ночь, и всё это в условиях болот. Зимой лютый холод, а летом, чуть копнёшь почву, влага собирается. Да ещё дожди шли очень часто. Но надо было терпеть. Героическая оборона Ленинграда продолжалась 872 дня. Борьба города, сопротивляющегося врагу в самых тяжелых условиях осады, навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны, как одна из ярких, значительных, глубоко волнующих страниц.

В планах гитлеровских оккупантов было стереть с лица земли город и уничтожить всех ленинградцев. Осаждённый Ленинград боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться. Оборона Ленинграда и блокада – урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобожден от блокады 27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.  Особенную  роль в освобождении Ленинграда сыграла пусковая установка БМ-13 , впоследствии получившая название «Катюша», которая позволяла осуществлять залп всем зарядом 16 ракет за 7-10 секунд. С этой установкой Николай Федосеевич прошёл до конца войны. Немцы боялись советскую «Катюшу», как огня, ведь она была невероятно смертоносным оружием тех времён. «Катюша» обрушивала на головы немцев целую лавину реактивных снарядов, не оставляя на значительной площади ничего живого. Секретность была высокой, НКВД опекал новое оружие со всей строгостью: доску от укупорки ракетного снаряда потеряешь – штрафбат. Сразу после залпа «Катюши» немедленно перебазировались в тыл. Как только сделаешь залп, сразу нужно было менять позицию, уходя на запасную. На запасной позиции они заряжались и ждали указаний, где их ждут и куда нужно отправиться для следующего залпа. В случае возможного захвата противником всё должно быть уничтожено. У «Катюши» были особенные действия, над батареей внезапно взмывалось облако пыли и дыма, слышался грохочущий скрежет, и в сторону врага неслись огненные стрелы, оставляя за собой мощные ярко-белые хвосты, постепенно окрашивающиеся в оранжево-красный цвет. Через несколько секунд стрелы реактивных снарядов вдруг исчезали, а там, где находился противник, все гремело и взметались высокие фонтаны разрывов. Трава кое-где сначала дымилась, а затем загоралась. Допросы пленных показывали, что среди солдат вермахта нередко были случаи, когда они сходили с ума, побывав под огнём советских реактивных установок. Полк Николая Федосеевича часто бомбила немецкая авиация. Как только налетали самолёты, нужно было мгновенно искать какое-нибудь укрытие.

И в один из дней неподалёку взорвалась бомба. У него в голове зазвенело, изо рта и ушей пошла кровь. Он попал в госпиталь, где ему предстояло лечиться. Госпиталь представлял собой обычные палатки, поставленные посреди леса. И ведь там врачи действительно лечили людей, стремясь быстрее поставить на ноги и вернуть в строй. После излечения в госпитале Николай Федосеевич был снова направлен на Ленинградский фронт. Принимал участие в освобождении Прибалтики. Были на войне и курьёзные случаи. Об одном таком случае он рассказал.

Их подразделению близко подходить к передовой было категорически запрещено, потому что враг тут же обнаружил бы установку и принял меры к её уничтожению. Машины старались разместить подальше от линии фронта. Но в один из ясных зимних  дней, несмотря на большое расстояние, они услышали звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть, особенно песню «Майн Гретхен». Но однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном:

«Рус Иван, спой Катьюшу».

Немцам, видать, эта песня хорошо запомнилась, так как наши солдаты её частенько пели. Артиллерийский майор прокричал в ответ:

«Гут! Будет вам Катюша, айн момент!»

Он махнул рукой сидящим в кабинах водителям, и те один за другим нажали кнопки. Ночь взорвалась пронзительно воющими звуками летящих ракет. И «Катюши» запели!

О победе Николай Федосеевич узнал в Подмосковье. Он шёл с друзьями, и вдруг видят – народ ликует. Увидели солдат, подбежали к ним, давай обнимать всех, целовать. Они сначала не поняли, в чём дело, а потом услышали: «Конец войне!» Фронтовики побежали в полк, чтобы сообщить радостную весть, а там тоже идет ликование, в воздухе летают пилотки и фуражки. А какая стрельба началась! По причине такого события устроили праздничный обед.

Фронтовики воевали не за награды, но за особенные подвиги награждались орденами и медалями. Николай Федосеевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За отвагу». Какими всё-таки резервами духа и воли обладали наши воины! Это о них написал военный корреспондент: «Стонет металл, дрожит земля, пыль и дым закрывали солнце, плачет небо, и только наши люди с сухими, воспалёнными глазами, запекшимися губами, крепко стиснув зубы, выдерживают прозу времени, сохраняют присутствие духа и силы. Наши воины были крепче металла и огня, чем превосходили противника».

В 1946 году Николай Федосеевич был демобилизован. Вернулся домой, к мирной жизни, продолжил работать в колхозе мастером-строителем. Вместе с женой Елизаветой Ивановной трудились, воспитывали детей, потом внуков. Родители были уважаемыми людьми в селе и очень гостеприимными, хлебосольными. Каждого человека, который приходил к ним, старались, прежде всего, накормить. Мама готовила очень вкусно, казалось бы, обычные блюда, но приготовлены они были с душой. Мастерица была во всём, да иначе и быть не должно, ведь семья была большая, всех надо было накормить, управиться по хозяйству, а потом ещё и на работу идти. У неё все получалось: что хлеб испечь, как праздничный каравай, что борщ сварить, который был самым вкусным на свете. Отец больше работал по хозяйству и сыновей приучал к труду: траву косить, пасти коров и овец. Сыновья и дочь выросли работящими и достойными людьми. Родители никогда ни на кого не повышали голос, не осуждали, не корили, со всеми невестками ладили, как сейчас говорят, нашли общий язык.  С их стороны это, наверное, и была крестьянская мудрость. Я, как невестка, бесконечно благодарна им за поддержку, понимание, за всё хорошее, что они сделали  для меня и моей семьи, и всегда вспоминаю их добрым словом.

Людмила Шенцева

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоВчера, 10:03
Вячеслав Гладков сообщил о передаче более 9 тыс. огнетушителей в приграничные муниципалитеты региона
Материал
Общество20 ноября , 17:49
Вячеслав Гладков: серой зоны в Белгородской области не может быть
Материал
Общество20 ноября , 09:42
Белгородские школьники и студенты смогут присоединиться к «Зелёному Зачёту»