В этом году исполняется 81 год величайшему сражению Великой Отечественной войны – Курской битве, которая положила начало окончательному разгрому немецко-фашистских войск. После этой битвы наши войска шли только на Запад, освобождая города и сёла, вплоть до полной Победы.
Мне дедушка Петя рассказывал, что его отец сражался в танковом экипаже на Прохоровском поле, где произошло самое грандиозное танковое сражение не только Курской битвы, но и всей Второй мировой войны. Прабабушка Зинаида долго хранила дневник прадедушки, где он описал свой последний бой, в ходе которого был тяжело ранен, и больше не участвовал в боях.
Это был тяжёлый бой у деревни Смородино под Прохоровкой 7 июля 1943 года. С раннего утра экипаж прадедушки Никиты на танке Т-34 защищал важнейший участок по охране одного моста, не давая возможности переправиться немцам в нашу сторону. Около 10:00 началась танковая атака. Снаряды сыпались как град. Дым и пыль плотно окутали всё вокруг. Шум мотора глушили взрывы бомб и снарядов, только через смотровую щель с трудом можно было ориентироваться в бою. Маневрируя на поле, вырвавшись вперёд, экипаж боевой машины подбил три немецких танка.
Прадедушка так описал этот момент сражения:
«В моей душе разгоралась ещё большая ненависть к врагу, и из моих уст вырвались слова: «Вперёд, за Родину! За Советскую Украину!» Внезапно вражеский бронебойный снаряд ударил в башню моего танка. Я не могу вспомнить, что со мной случилось. Потерял чувства и сознание. В голове промелькнули родные, моя любимая Зина и товарищи. Показалось, что больше не придётся их увидеть. Когда пришёл в сознание, то подумал о фотографии Зины и документах, которые были в кармане гимнастёрки на груди вместе с комсомольским билетом. Я не мог произвести движений правой рукой, пришлось левой открыть карман. Как сквозь туман, разглядел, что фото разбито осколком, а комсомольский билет облит кровью».
Прадедушка увидел, что радист и башенный стрелок убиты, а командир «тридцатьчетвёрки» оглушён. И вывести танк прадедушка, как механик-водитель, не мог из-за ранения. К ним ползком пробрался командир роты и оказал необходимую помощь и перевязку. Рана была очень серьёзная. Осколками пробило правую половину грудной клетки с повреждением костей ключицы, лопатки и мягких тканей.
«Мне дышать было невозможно, со рта кровь лилась струей, и судорога страшно крутила и ломала ноги и руки. Правая рука была в бездействии, подвязана, только концы битых костей соприкасались друг с другом и передавали ужасную боль. От большой потери крови в голове шумело, в глазах сверкали огоньки, пот заливал лицо, и ничего не было видно, будто я ослеп», – так он ощутил первые минуты после ранения.
Мне, правнучке, очень больно читать эти строки, которые вызывают сострадание ко всем раненым бойцам. Пропускаю через своё сердце эти трагические и в то же время героические события той войны. И, как потомок тех людей, которые сражались за нашу будущую свободу, понимаю всю серьёзность событий. К сожалению, уже немногим можно сказать спасибо.
Во время памятных дней мы с семьей навещаем то место, где покоится прадедушка Никита. Недавно там установили табличку: «Участник Великой Отечественной войны». На стенде в местном ДК можно увидеть его фотографию, с таким же фото мы участвуем в акции «Бессмертный полк».
Очень хочется, чтобы молодые люди помнили своих героев, ценили подвиги участников специальной военной операции, которые также берут пример со своих дедов и прадедов и сражаются за то, чтобы объединить русский мир.
Елизавета Крахмаль, правнучка участника Курской битвы, механика-водителя танка Т-34 Никиты Ерастовича Крахмаля.