Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10:30, 17 октября 2020

Село дышит, село живёт. Успенцы отметили день рождения родного края

Село дышит, село живёт. Успенцы отметили день рождения родного краяФото: Валерия Кравченко
  • Статья

Здесь стоит побывать хотя бы для того, чтобы познать колорит наших уютных местечек, познакомиться с их уникальной культурой.

В 25 км от Волоконовки располагается небольшое село. В Успенку можно доехать буквально за 30 минут. Здесь стоит побывать хотя бы для того, чтобы познать колорит наших уютных местечек, которыми подчас пренебрегают, – дескать, смотреть не на что. Однако живописные виды наших сёл завораживают, пленяют многогранной атмосферой. Такая и Успенка со своей обширной историей, традициями и уникальной культурой.

Точная дата возникновения этого села неизвестна. По некоторым данным оно образовалось в XVI веке. Изначально новообразованное селение называлось Родионовкой, в честь бывшего владельца Родиона Шидловского. В 1736 году 28 августа в День Успения Святой Богородицы в селе освещали часовню, и с этого дня оно получило своё нынешнее наименование.

Успенка быстро разрасталась. С 1779 года она становится центром волости Бирюченского уезда. Здесь появился каменный храм, имеющий большой приход: 1 117 мужчин и 1 005 женщин.

История повествует о многих памятных событиях, связанных с селом. Одним из них является прибытие по указу императора Але­ксандра I после разгрома француз­ской армии в 1812 году прослав­ленного Каргопольского полка, входившего в состав 1-й Драгунс­кой дивизии.

В конце ноября морозным утром звуки полковой трубы извес­тили, что драгуны прибывают в уезд. Украшенные боевыми шрамами, бо­льше чем орденами, утомленные, но бодро державшиеся на своих крупных конях, они торжественно вступили на улицы уезд­ного городка. Штаб полка разместил­ся в городе, а эс­кадроны — в соседних крупных поселениях. В Успенке квартировал 6-й эскадрон, солдат определили на постой к крестьянам. Местные жители быстро нашли общий язык с русскими драгунами. Они, в свою очередь, помогали им в севе и уборке урожая.

Так прошло 4 года, когда каргопольцы должны были покинуть гостеприимный край. Несмотря на морозный день, успенцы все, от мала до велика, высыпали на улицу, чтобы проводить драгунов. 

Крестьяне Успенской слободы всегда участвовали в политической жизни страны. Архивные документы свидетельствуют об активной деятельности успенцев в установлении Советской власти, формировании и развитии колхозов, освобождении края от белогвардейцев и фашистских оккупантов.

Но вернёмся в наше время. Вечером село, охваченное лучами заходящего солнца, кажется ещё краше. Справа пруд – первое, что видишь при въезде в Успенку. Береговая зона ухожена и прибрана. В летнюю пору сюда каждый день приходят дети, чтобы поиграть на площадке.

Чуть дальше расположен Дом сестринского ухода, коим заведует Ирина Пчелинцева. История Успенской больницы очень богата. В далёком 1911 году её стены впервые огласили крики новорождённых. Больница была построена по‑простому: палаты для больных, родильный дом на три койки и операционная. Сейчас заботы о пациентах лежат на плечах опытных медицинских сестёр. На территории возле стационара находится офис семейного врача, где ведёт приём Сергей Ерышев.

В центре села расположились не менее значимые объекты инфраструктуры: отделение почтовой связи, которым заведует Марина Попкова, и здание, играющее роль сразу трёх учреждений. Неподалеку от него всегда собираются дети и подростки. Здание это является для них местом общения, просвещения и развлечения. Это местный Дом культуры, и руководит им Алла Мамонова. Она с сожалением посетовала, что во время пандемии нет возможности проводить мероприятия с детьми.

«Для наших ребятишек сельский клуб как второй дом. Они знают, что здесь им всегда рады, и всегда их займут чем‑нибудь интересным. Мы часто проводим с ними виртуальные экскурсии, дискотеки, викторины и много-много разных игр. А в зале стоит настольный теннис, популярный у наших подростков», — сказала женщина.

В этом же здании располагается музейная комната. Алла Ивановна пока только обустраивает стеллажи и подготавливает экспонаты. Часть из них находится в здании бывшей начальной школы, об истории которой нам поведал местный активист Анатолий Шабельников:

«Раньше здесь учились только до 5 класса, а дальше переходили в основной корпус в среднюю школу. В каждом из четырёх классов было около 20 учеников, иногда чуть больше. В этом здании всего три класса, спортзал и маленькая библиотека».

В маленьком старинном школьном доме всё сохранилось, как и прежде. Книжные шкафы наполнены литературой и учебниками, в спортзале остался некоторый инвентарь, а в православном классе одна стена сплошь увешана иконами. Аккуратно упакованные экспонаты ждут своего часа, когда они снова станут частью экспозиции в новом музее.

В маленьком селе увлечённые жители, каждый совмещает в себе несколько важных ролей. Например, Наталья Линкина заведует библиотечным филиалом, и она же является председателем ТОС «Центральный». Под её чутким руководством активисты благоустраивают родное село, проводят праздники, организуют дружественные посиделки.

Работая библиотекарем, Наталья Ивановна, словно коллекционер, собирает истории своих односельчан и помогает запечатлеть воспоминания на бумаге, чтобы передать их будущему поколению. В Успенке даже малые дети могут узнать своего прадеда по фотографии «Бессмертного полка». А ещё селяне вместе составляют небольшие биографические книги, ведут летопись родного края.

Председатель ТОС «Привольный» Любовь Сердюк, кроме общественной нагрузки, выступает в роли солистки в местном ансамбле «Журавушка». В него входит десять человек, и для них участие в хоре это лишний повод душевно пообщаться и провести время с пользой. Любовь Иосифовна с улыбкой говорит, что пение лечит и продлевает жизнь. 

Не согласиться с этим просто невозможно, ведь Успенка – это не переплетение улиц, но переплетение людских судеб. И каждая спетая песня, каждая рассказанная история вдыхает в село новую жизнь.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×