Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+3 °С, туман
Белгород

Уроженка села Елена Гончарова поделилась историей создания фощеватовского хораСтатья

23 июля 2020, 08:37

Она посвятила свой рассказ 100-летию со дня рождения Марии Скуридиной – основательницы этого коллектива.

В нашей необъятной стране есть много русских глубинок, они совершенно разные по своей самобытности, обычаям, истории. Некоторые из них канули в Лету, а некоторые продолжают существовать до сих пор. И об одной из таких глубинок, в которой мне посчастливилось родиться и вырасти, я хочу рассказать.

Начну своё повествование с краткой истории возникновения этой самой русской глубинки под названием село Фощеватово. Первое упоминание о нём относится к концу XVII века, а своё название оно получило от зарослей травы – хвоща. Фощеватово возникло, как слобода от порубежного острога Палатово, построенного в 1670 году на участке Белгородской оборонительной черты между городами Новый Оскол и Валуйки. С момента образования села появилась и уникальная традиция двухорного пения, которая продолжает существовать и до настоящего времени!

В конце 1960-х годов она преобразовалась в самодеятельный хор под руководством Марии Скуридиной, которая обладала не только великолепным высоким голосом, прекрасной музыкальной памятью, но и замечательными организаторскими способностями, и заведующим клубом Семёном Ходыревым. Они смогли собрать вокруг себя любителей старинных песен и добились потрясающей спетости. По воспоминаниям очевидцев первый концерт был потрясающим!

В основе фольклорной традиции лежали в основном обрядовые свадебные и календарные песни, а также песни, приуроченные к определённым сезонам и видам крестьянских работ. Позже в репертуаре появились плясовые песни, так называемые «скоморошные», например: «Ой, ниточка тоненькая», «У куме была» и другие. Следует отметить, что коллективная пляска не очень характерна для местной традиции и довольно сдержанна по движениям. Поэтому в плясовых песнях лирическое начало доминирует над стихией пляски, что контрастирует с соседней традицией воронежско-белгородского пограничья, где главной хореографической формой является энергичная пляска «пересек».

Одним из самых ярких местных жанров являлись хоровые многоголосные страдания, представленные разнообразными версиями: «Куда пошёл, Егорушка», «Да подумаю, да погадаю», «Ой, гляну, гляну на свекровью»; а также песни-припевки, приуроченные к отдельным календарным датам. Эти песни были настолько популярны в нашей округе, что у меня сохранились яркие детские воспоминания. Я хорошо помню, как моя прабабушка Татьяна Васильевна Сотникова напевала песню «Журливая да печальная», да так пела, что слезы на глаза наворачивались!

Фощеватовцы использовали такой музыкальный инструмент, как балалайка. Под балалайку исполнялись страдания и припевки.

Фощеватовский хор был любим и знаменит не только в своём селе, районе и области, слава о нём распространилась по всей России. Фощеватовцы с огромным успехом выступали в Москве, Ленинграде, Харькове, Суздале, Воронеже, Белгороде и многих других городах.

В начале 1970 годов изучением фощеватовской фольклорной традиции заинтересовались профессора Московской консерватории, в частности, профессор А.В. Руднева. Она высоко оценивала «выступления фощеватовцев перед музыкальной общественностью столицы». А позже написала статью о хоре, которая была опубликована в известном советском журнале «Музыкальная жизнь». Позже в селе работали и другие фольклористы Московской государственной консерватории: Вячеслав Щуров – автор книги «Песельники из села Фощеватова» об исполнителях и основателях знаменитого хора – Марии Скуридиной, Дмитрии Гавшине, Анне Беликовой, Дарье Шипиловой. В 2000 году песни местного хора были записаны и изданы Галиной Сысоевой.

О хоре были сняты документальные фильмы «Песни села Фощеватово» (1975, режиссер Феликс Слидовкер), «Избяные песни» (1993, режиссёр Николай Ряполов), выпущены книги, статьи и пластинки. В 1999 году коллектив возглавила Ирина Шипилова, с которой мне посчастливилось познакомиться и даже выступать вместе с хором на празднике села. А в 2009 году – Людмила Максименко. Преемником самобытного хора стал фольклорный ансамбль «Русская глубинка». Коллектив уже много лет с успехом защищает звание «народного». При нём создан детский ансамбль-спутник «Веселушка», в котором с удовольствием поют юные фощеватовские таланты.

Фощеватовскому хору в 2020 году – 50 лет, а 31 марта 2020 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения Марии Скуридиной, основательницы и первого руководителя легендарного Фощеватовского самобытного хора. Я искренне надеюсь, что русская самобытная песня будет жива всегда!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 14:14
Владимир Путин пообещал подумать о создании единого окна для помощи белгородцам и курянам
Материал
Общество19 декабря , 09:43
Вячеслав Гладков рассказал о ещё пяти потенциальных резидентах СЭЗ
Материал
Общество18 декабря , 09:28
Вячеслав Гладков: 270 учений по ГО и ЧС прошло в белгородском приграничье с ноября