Военно-морской флот СССР вписал в историю Великой Отечественной войны одну из героических страниц.
В обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Мурманска и Ленинграда участвовали корабли и подводные лодки, морская авиация, береговая артиллерия и морская пехота. В рядах Военно-морского флота защищали Родину и наши земляки, их служба проходила на Северном, Балтийском и Черноморском флотах.
Как мало мы знаем об участниках той страшной войны, сражавшихся и погибших, которые ценой своей жизни защитили свободу и независимость нашей Родины. Изучая исторические материалы о земляках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, я узнал о старшине первой статьи Григории Кузьмиче Крикунове. Его служба на кораблях Черноморского флота – подвиг!
Григорий Кузьмич родился 29 сентября 1915 года в посёлке Ракитное, откуда 15 апреля 1938 года был призван на службу в Военно-морской флот, а уволился со службы на кораблях лишь в октябре 1948 года.
С апреля 1938 по март 1939 года Григорий Кузьмич прошёл школу связи Черноморского флота по специальности радиотелеграфист. По окончании учёбы был направлен в Очамчирский отряд пограничных кораблей НКВД. Войну встретил на сторожевом корабле – морском охотнике. В феврале 1942 года стал коммунистом.
Что собой представлял сторожевой корабль того времени? По тактико-техническим данным, его водоизмещение – 56 тонн, длина – 26,9 м, ширина – 4 м, высота борта – 2,7 м, осадка –1,2 м. Корабль имеет три авиационных двигателя (мощность каждого – 850 л.с.). Максимальная скорость – 25 узлов (46 км/ч), дальность плавания на полном ходу – 378 миль, на экономичном ходу – 496 миль. Автономность при запасе воды 600 л – десять суток. Вооружение – две 45-ти мм полуавтоматические пушки с боекомплектом 660 снарядов; два крупнокалиберных пулемета ДШК – 12,7 мм на тумбах с 4040 патронами; восемь больших глубинных бомб на специальных сбрасывателях – по 145 кг каждая и 24 малых глубинных бомбы на стеллажах – по 35 кг каждая. Для постановки дымовых завес имеются шесть дымовых шашек МДШ, для связи – радиопередатчик и радиоприемник, для поиска подводных лодок предназначались шумопеленгаторы, а с 1942 года и гидроакустические станции. Большинство механизмов находилось ниже ватерлинии. Одно из отличительных качеств – возможность работы моторов на подводном выхлопе, что обеспечивало скрытый подход к берегу во время выполнения боевых задач.
Какие же боевые задачи выполняли морские охотники? Бомбометание по вражеским подводным лодкам, уничтожение магнитных и неконтактных мин (проходили на больших скоростях, и малая длина корабля спасала от подрыва на донных минах, вылетали магнитные компасы, расходились швы деревянного корпуса, нарушалась центровка гребных винтов, глохли моторы). Корабли были деревянные, а люди – «железные», всё выдерживали! Ещё расстреливали или подрывали плавающие мины. Несли дозорную службу на подходах в бухты. Их использовали для высадки диверсионных и разведывательных групп на побережье, занятое противником.
За годы войны на Черноморском флоте в интересах сухопутных войск было высажено 26 морских десантов различного назначения: оперативных, тактических, разведывательно-диверсионных. Морские охотники всегда находились в боевой готовности. В любое время суток и в любую погоду посылались на поиски экипажей, сбитых или потерпевших аварию самолётов и кораблей. Фашистские самолеты специально уничтожали морских охотников, особенно в начале войны.
В штормовых условиях стрельба по врагу была малоэффективной: комендоры и пулеметчики больше держались за оружие, чтобы не вылететь за борт, чем вели прицельный огонь по самолётам противника. А если ещё и шторм бушевал на море! Но надо было воевать, уклоняться, маневрировать от налетавших вражеских стервятников. Вот в таких условиях воевал наш земляк Григорий Кузьмич.
Есть у моряков поговорка: «В море – дома, на берегу – в гостях». Эту истину подтверждают и воспоминания дочерей Григория Кузьмича. В рассказах о своей службе он всегда подчеркивал, что домом для него был корабль, и тепло отзывался о своих боевых товарищах. Часто вспоминал один случай, спасший ему жизнь. Командование оставило его на берегу для приёма импортного оборудования. Корабль ушёл в боевой поход и подорвался на мине. Все погибли…
Многие флотские черты характера остались у Григория Кузьмича на всю жизнь. Он был человеком долга и чести, скромным, добрым, отзывчивым и никогда не говорил вульгарных и злых слов. Дружил с юмором, читал исторические книги. Особым успехом в семье пользовался «борщ по-флотски», который он готовил. Всю жизнь носил брюки-клёш и тельняшку. В праздники за столом был душой компании. Любил пригубить рюмочку водки. Ну, а если хватит лишку, сразу уходил. Жене говорил: «Шура, не ругайся, я пошел спать».
До сих пор, когда за праздничным столом собирается большая семья Григория Кузьмича, поют его любимые песни: «Прощай, любимый город» и «Темная ночь». Вспоминают, пересказывают внукам и правнукам его истории, пересматривают фотографии и награды. А это – орден Боевого Красного Знамени, медали: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа». Каждая награда – это подвиг, который совершил старшина первой статьи Григорий Крикунов.
«…Участвовал в высадке десанта на Малую землю. Огнем носового орудия подавлял огневые точки врага. С риском для жизни заводил буксирный конец на мотобот. При бое с торпедными катерами врага вёл огонь с носового орудия, что вынудило их уйти. Когда морской охотник подорвался на мине, до последней возможности держал связь с командованием на берегу, что способствовало спасению 14-ти членов команды корабля. Спас раненого командира корабля. При проведении десантной операции в Керчи корабль получил 100 пробоин. При его буксировке Крикунов командовал носовым орудием, что явилось успехом в отражении 15-ти атак вражеской авиации. Всегда был там, где необходимо принять энергичные, волевые меры. С риском для жизни принимал участие в высадке разведывательно-диверсионных групп в тылу врага и их снятии. Участвовал в конвоировании транспортов «Львов» и «Белосток». Принимал участие в отражении атак авиации врага, что позволило транспортам прибыть с пополнением и боезапасом в осажденный Севастополь».
Это скупые строки из одного наградного листа старшины Григория Кузьмича Крикунова. Но если вдуматься, то за каждым словом скрывается риск для жизни, бесстрашие, самоотверженность, верность долгу советского моряка.
По другим наградным листам легко прослеживается весь боевой путь нашего героя: МО-100, МО-98, МО-68, СКР-455. Малые охотники – это были легендарные корабли. Одни из самых активных, универсальных кораблей на флоте. Еще их называли «тружениками моря», а в обиходе ласково – «мошками». Некоторые корабли, на которых служил Григорий Крикунов, затонули, другие были повреждены, а он вновь и вновь вставал в строй и продолжал выполнять боевой долг на других кораблях.
Собирая материал, я познакомился с дочерьми Григория Кузьмича – Марией, Татьяной и Еленой. Хранительницей семейного архива является младшая дочь Мария, которая живет в Пятницком. Средняя, Татьяна, живет в Ютановке. А Елена – в Ракитном. Сколько добрых и тёплых слов я услышал в воспоминаниях дочерей! Они полны гордости за своего отца. Перебирая старые фотографии и документы, прикасаясь к наградам, Мария вытирала слезы, бегущие по её щекам.
В октябре 1948 года, уволившись со службы, Григорий Крикунов поступил во Всесоюзный заочный техникум пищевой промышленности СССР в Москве по специальности «Технолог сахарной промышленности». В 1953 году он пришёл работать на сахарный завод в посёлке Пятницкое. До самой пенсии трудился здесь технологом, затем был сменным инженером.
«Прощай, любимый город…» – под эту песню корабли уходили в боевые походы. А у Григория Крикунова город-то был не один. В его послужном списке города-герои: Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Поти и Акимчири.
В День военно-морского флота вся большая и дружная семья Крикуновых по традиции соберётся за праздничным столом. Будут вспоминать отца, петь его любимые песни, тем самым выражая благодарность и отдавая дань памяти ему и всем воинам-победителям, спасшим мир от фашистской чумы.
Жизнь старшины первой статьи Григория Кузьмича Крикунова – одна яркая судьба героя-моряка. Из подвигов тысяч и тысяч именно таких простых советских людей ковалась Великая Победа. И сколько бы мы ни говорили о Героях Великой Отечественной войны, этого будет мало, потому что их истории не имеют временных ограничений и должны жить вечно в памяти будущих поколений.