Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
102.34
+0.00$
106.54
+0.00
+1 °С, туман
Белгород

Волоконовцы Владимир Михайлович и Надежда Валентиновна Горобец: «Сшиты мы стальной нитью»

На всесоюзную стройку БАМа глава семейства попал по распределению, окончив в 1975 году Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства. Надежда приехала туда по комсомольской путёвке чуть позже, окончив Хабаровское строительное училище.

Почти полвека прошло с тех пор, как было развёрнуто грандиозное по своим масштабам строительство Байкало-Амурской магистрали.

Впервые о создании БАМа задумались ещё в царской России. Однако тогда уровень развития промышленности не позволил вести работы на этой труднодоступной территории. К концу 1930-х годов был создан специальный проектный институт, а затем появились и первые байкало-амурские трудовые лагеря. К 1941 году строители успели проложить около 200 километров железной дороги, связавшей станцию БАМ с Тындой. Во время Великой Отечественной войны железнодорожный путь пришлось разобрать и отправить рельсы в Сталинград. В 70-х годах руководство Советского Союза вернулось к идее создания Байкало-Амурской магистрали.

Расступись, тайга!

По мнению первого секретаря ЦК комсомола Евгения Тяжельникова, реализовать столь амбициозный проект среди суровых хребтов и вечной мерзлоты должна была молодёжь. Шефство над стройкой взял ВЛКСМ. На строительство железной дороги на огромнейшие пространства Сибири стали съезжаться молодые люди со всей страны. Так и герои моего рассказа, семейная пара – Владимир Михайлович и Надежда Валентиновна Горобец, отправились туда в числе первопроходцев. На ударной стройке молодые люди познакомились и сыграли свадьбу. Но обо всём по порядку.

На всесоюзную стройку Владимир попал по распределению, окончив в 1975 году Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства. Надежда приехала туда по комсомольской путёвке чуть позже, окончив Хабаровское строительное училище.

По приезде в посёлок Золотой девушке показали вагончик, дали пару рулонов обоев с напутствием: «Обустраивайся и обживайся».

«Пока я клеила обои в комнате, то и дело смотрела в промёрзшее окно, вглядываясь в пейзажи тайги. Смотрю, из общежития к моему вагончику тянется вереница ребят: одни несут матрас, другие – гардины, третьи – ведро воды, которая замерзала на ходу. Сейчас вспоминаю то время, окутанное юношеской романтикой, как что-то невероятное. И пусть не было у нас никаких бытовых условий, и работа была трудной, но такой дружеской атмосферы и взаимовыручки, как в тайге, мы не встречали больше нигде», – вспоминает собеседница.

И к слову, неспроста так заявляет: им есть с чем сравнить, ведь за годы совместной жизни семья успела пожить и в Тынде, и на Сахалине.

 «Звёздочка моя ясная…»

Как будто вчера, скромный по натуре, немногословный, интеллигентный парень Владимир на танцах выходного дня пересёкся взглядом с темноволосой, кареглазой смуглянкой Надеждой. В посёлок Золотой из Тынды он приехал в командировку.

Это была любовь с первого взгляда, – говорит женщина.

Была, есть и остаётся настоящей любовью. БАМ – это место настоящих, искренних чувств. Сколько там сыграно свадеб! Днём мы работали, вечером встречались на танцах, гуляли по просторам тайги, узнавали друг друга. Я уже тогда думал, что, когда соберусь в отпуск, предложу Надежде поехать со мной, познакомлю с родителями и сделаю ей предложение. Но нашему стройотряду сообщили, что нужно возвращаться в Тынду, и, чтобы расстояние не прервало наших отношений, я предложил Наде стать моей женой.

Я, не раздумывая, согласилась! – восклицает собеседница.

2 января 1978 года председателем сельского совета посёлка Золотой была сделана первая в новом году запись – о бракосочетании Надежды и Владимира Горобец. Жаль, что фотоаппарат, запечатлевший момент рождения семьи, украли.

«Мы и объявление давали, просили вернуть только плёнку! Какая красивая фотография проявилась бы: мы смело шагали по бездорожью – я в белом платье, туфельках и не менее элегантный муж – в яркой рубашке и брюках клеш…»

К рождественским дням молодожёны уже прибыли в Тынду. И с первых дней своей семейной жизни они оказались в самой гуще событий бамовской стройки – непроходимые леса, холод, хлипкие бараки… Но они не обращали внимания ни на неустроенный быт отведённого им вагончика, ни на трудности суровых мест, ведь впереди была целая жизнь. Владимир работал связистом, Надежда заведовала складом. С ностальгией они вспоминают то время и крепкую дружбу с соседями.

«Двери каждого дома всегда были открыты, в прямом смысле этого слова. И я чуть дар речи не потеряла, когда в один из дней пришла домой и не обнаружила своей улицы семейных вагончиков.  Ну, как же так! Муж в командировке, связаться с ним невозможно. Я в слезах обежала всю округу, пока кто-то из очевидцев не сказал мне, что видели, как наш дом парил в воздухе. В связи со строительной необходимостью его вертолётом переместили на новое место. Впрочем, когда я все-таки его нашла, плакала ещё больше. Всё, что нам удалось нажить, перевернулось вверх дном: холодильник лежал на боку, овощи перемешались с углями из печки, телевизор, купленный на днях, остался без ножек, а стеклянные полки, старательно смастерённые Володей, разлетелись на осколки. Но незапланированный переезд, точнее перелет, скрасили соседи – за чашечкой чая мы пели песни, хохотали, рассказывая друг другу, как искали своё барачное поселение».

БАМ становился местом притяжения не только активной молодёжи, но и представителей творческой интеллигенции. Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Муслим Магомаев, Дин Рид приезжали поддержать дух советских тружеников. Легендарная дорога строилась больше 12 лет, и за это время одни приезжали, другие, потрудившись на славу, по разным причинам покидали БАМ. Семья Горобец уехала из суровых условий Сибири, когда Надежда была уже на большом сроке беременности. Точнее, Владимир привёз супругу в Пятницкое, а сам ещё год жил в Тынде. Оттуда его забрали в армию, и молодой жене пришлось самостоятельно привыкать к новым условиям жизни в доме его родителей. Свекровь обладала властным нравом, но умение молодой хозяйки вести домашний быт оценила сразу.

«Демобилизовавшись, шёл Владимир по улице, а дочь Юля уже игралась в песочнице. На призыв идти к папе, ответила: «Пойду у мамы спрошу», – вспоминают супруги.

По возвращении отца со службы, они хотели вернуться обратно на стройку века, но, посоветовавшись, решили, что ребёнку не подойдут климатические условия. Следующим местом жительства молодой семьи стала Сахалинская область. В Нефтегорске они трудились до тех пор, пока перед дочерью не встал вопрос о поступлении.

«Чтобы получить образование, нужно было уезжать куда-то на материк, и мы решили вернуться в Белгородскую область. И просто чудом успели это сделать до страшной трагедии, которая произошла на острове в мае 1995 года, – землетрясение унесло жизни многих людей, в том числе моих коллег и всех одноклассников дочери. Мы вернулись к Володиным родителям, а позже получили собственное жилье, родили ещё одну дочь, и всю свою жизнь посвятили железной дороге», – вспоминает женщина.

Владимир Михайлович трудился механиком устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи железнодорожных путей. Надежда Валентиновна, окончив Воронежский железнодорожный техникум, до выхода на заслуженный отдых работала в товарной конторе. Всё по жизни они делали сообща, даже в отпуск ходили вместе. Внуки и дети говорят, что никогда не слышали, чтобы родители ругались.

«Наверное, характер закалила Сибирь, или может, люди ехали туда со стержнем внутри, которые не боялись ни бродячих медведей, ни холода, от которого верхняя одежда примерзала к вешалке», – улыбаясь, говорят супруги.

Недаром говорят, что «сердца бамовцев сшиты с магистралью стальной нитью». За стремления завершить строительство труженики отмечены множеством наград – Владимир Михайлович – ударник коммунистического труда, по итогам Всесоюзного социалистического соревнования 1971-1975 годов ему вручен Почётный вымпел, а в 2014 году присвоено звание «Ветеран труда».

Юбилейную дату со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали супруги планируют встретить среди таёжных вершин и лесных долин – там, где 45 лет назад они строили БАМ и создали свою семью.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Анна Шевченко
Читайте также
Выбор редакции
Материал
Общество20 декабря , 14:14
Владимир Путин пообещал подумать о создании единого окна для помощи белгородцам и курянам
Материал
Общество19 декабря , 09:43
Вячеслав Гладков рассказал о ещё пяти потенциальных резидентах СЭЗ
Материал
Общество18 декабря , 09:28
Вячеслав Гладков: 270 учений по ГО и ЧС прошло в белгородском приграничье с ноября