Среди работников печатных СМИ есть мнение – читатель сначала «читает» газету по снимкам, а потом уже текст. И если глаз «не зацепился» за статью на первой стадии, то шансов, что материал будет прочитан полностью, мало.
Сделать хороший снимок, поймать кадр – определённый талант. Многие считают, что для красивого и интересного снимка достаточно профессиональной камеры. Но нет. Фотография получится в том случае, если по ту сторону камеры – профессионал, талантливый профессионал.
Ежегодно 12 июля все любители и профессионалы, причастные к фотоделу, отмечают День фотографа. Эта дата совпадает с днём чествования Святой Вероники – покровительницы всех, кто имеет талант ловить удачные моменты фотокамерой.
Первые фотографии местных авторов в нашей газете появились в 1957 году. Визитной карточкой «Красного Октября» второй половины 60-х и 70-х годов прошлого века был созданный при редакции фотоклуб. Участники одного из немногих творческих объединений среди районных и городских изданий области охотно приходили на помощь редакции. Уже в первый год своего существования было опубликовано 213 авторских снимков, в следующем году – 252 снимка. Одним из самых активных участников фотоклуба и известным в районе фотографом был Александр Тимофеевич Реполовский – человек, который запечатлел своей камерой многие моменты жизни, природу нашей малой родины, земляков, значимые события.
Родился Александр Тимофеевич в 1939 году в посёлке Ровеньки Белгородской области. Окончил Наголенскую среднюю школу Ровеньского района и сразу пошёл служить в Советскую армию. Три года и четыре месяца он отслужил в Германии, в 1962 году вернулся и был принят на работу в совхоз «Волоконовский» рабочим. Совхоз направил его на курсы трактористов-машинистов. В 1965 году он поступил в училище связи и по окончании был принят монтёром связи в Белгородское СМУ радиофикации. Долгое время работал в совхозе «Волоконовский» электриком. С 1969 по 1971 год занимал должность фотокорреспондента районной газеты «Красный Октябрь». С 1979 года по 1987 год работал в Волоконовской типографии мастером-наладчиком. С 1987 по 1989 год был режиссёром народной студии «РМЗ-фильм». С 1989 и до выхода на заслуженный отдых трудился мастером-наладчиком в Волоконовской типографии.
Александр Тимофеевич очень ответственно относился к любой работе, о чём говорят награды и поощрения в его трудовой книжке. Его любовь к фотографии началась ещё со школы, где он посещал фотокружок. Не оставил он своего увлечения и в армии. Спустя годы вёл фотокружок для учеников Ютановской средней школы. Своё увлечение он старался передать подрастающему поколению. Александр Тимофеевич тесно сотрудничал с Ютановской сельской и Волоконовской районной библиотеками. Часто в них проходили выставки его фоторабот. Пешком он обошёл все окрестности, и везде снимал природу, был на многих районных и муниципальных мероприятиях, где всегда находил интересные и выразительные лица или необычные ситуации и запечатлял на свою камеру. Он всегда находил удачный ракурс. Александр Тимофеевич два раза принимал участие в программе «Сам себе режиссёр» и привозил заслуженные призы.
В родные Ровеньки Александр Реполовский не раз возил свои фотовыставки. После одной из них – «Окно в мир природы» – его земляки оставили такой отзыв: «Александр Тимофеевич – человек творческий, в вечных поисках жанрового разнообразия, интересных задумок, хороших ракурсов и ярких сюжетов. Он имеет талант неординарного видения окружающего мира – его сущность и красоту». Он всегда щедро делился своим талантом в виде напечатанных снимков, в редакции газеты практически в каждом кабинете висят его работы. А Центру культурного развития села Ютановка преподнёс в дар грампластинки для патефона с записями песен довоенных и военных лет.
В 2007 году Александр Тимофеевич отправил свои снимки в газету «Труд». Вот что написала об этом журналист этого издания Гузель Агишева:
«Пришло письмо из села Ютановка Волоконовского района Белгородской области. Текста кот наплакал: шлю, мол, вам три фотографии столетней давности, вдруг пригодятся. И ещё про то, что «Труд» тридцать лет выписывает. Хотя люди часто так пишут. А строки Александра Тимофеевича Реполовского – скупое признание в любви. И что значит это его «столетней давности»? Какие это годы? Шестидесятые, семидесятые? По какому поводу снимки сделаны? Никакой торжественности момента не просматривается. Ну, лошадь стоит обыкновенная, тягловая, ну, машина допотопная, вся грязью обрызгана. Дороги, стало быть, там плохие – кого этим удивишь? Вот разве что дед колоритный среди зелёных пацанов сидит с газетой «Труд» – считай, постановочный снимок. И всё же есть в этих безыскусных снимках нечто особенное. Обычные мгновения обычной жизни. От безвозвратности и грусть. Сколько всего ушло, утекло, кануло, а пока бесхитростным сердцем сделанный документ не увидишь, и не задумаешься.
Как в старые добрые времена, вызываю Реполовского на переговоры телеграммой. И голос девушки-телефонистки в трубке кажется несовременным – какой-то он ясный, участливый. Такой должен быть у героинь Арбузова или Володина, а может, у рощинской Шуры, что была любовью Просвирняка.
«Говорите, Реполовcкий на проводе», – сигналит мне вечная «девушка», сколько бы ей лет ни было.
Голос молодой, возбуждённый, словно человек с велосипеда соскочил – и прямиком в переговорную будку. Хотя и сказал-то он всего пару слов...
Спрашиваю о погоде, о возрасте, у нас, говорю, сегодня плюс 36. И у нас, отвечают мне, жарковато, плюс 32, но на велосипеде не так тяжело добираться, как пешком. Лет ему 66, но возраста Александр Тимофеевич не чувствует, потому как правильный образ жизни ведет: не пьёт, не курит. Много лет проработал наладчиком полиграфического оборудования в местной типографии. Естественно, был внештатным фотокорреспондентом районной газеты «Красный Октябрь». Думаю, в стране, которой теперь уже нет, районка могла называться только либо «Красный Октябрь», либо «Знамя Октября». Так же, как обязательно был в районе колхоз «Заветы Ильича» или «Ленинский путь».
Но вернёмся к фото. Посещал наш Александр Тимофеевич фотокружок при газете, который вёл редактор Николай Архипович Заколодный, редкой души человек. Александр Тимофеевич как из армии вернулся – а служил он в Германии c 1959 по 1962-й, – так купил себе фотоаппарат «Зенит-3М», им до сих пор и снимает. Тут Александр Тимофеевич смущённо засмеялся:
На нём никакой автоматики, пользуюсь экспонометром. Но сердцу ведь не прикажешь – свои четыре плёнки в месяц я снимаю. У нас тут красота невообразимая. Озеро Затон... Правда, лилий уже практически не осталось, ушли все куда-то...
Ушли? – переспросила я, подумав, что ослышалась. – Куда?
Да кто же их знает. Вот и ландышей практически не стало, тоже ушли. Гербициды, наверное, виной, так говорят.
Александр Тимофеевич помолчал, но, понимая, что звонку обязан фотографиями, деликатно сказал:
«А фотографии эти сделаны в 1967 году, когда ещё был юбилейный субботник всесоюзный, там на снимке газетный заголовок можно разобрать. Дед этот, фамилии вот не помню, жил в Чапельном, село такое, в десяти километрах от Ютановки. Дед помер, конечно, а этим пацанам теперь, наверно, лет по пятьдесят, а может, и больше, всё же сорок лет прошло. Ну, а лошадь – это так, просто лошадь на полевом стане. Автомобиль марки «ЗИЛ-150», их, кажется, в начале семидесятых с производства сняли...»
Я попросила рассказать про Ютановку, про семью.
Где-то дворов 300 у нас, считайте, человек восемьсот живёт. Есть средняя школа, училище механизации. Раньше был ещё детдом, но его расформировали. Жена моя местная, ютановская. Раньше была завучем, теперь, как на пенсию пошла, работает учительницей математики. Двое сыновей. Старший Сергей живёт на Украине, а Юрий тут, с нами, работает главным инженером теплосетей. Ну, вот вроде и всё...
Скучаете по той жизни? – спросила я.
Собеседник на том конце провода молчал в трубку, чувствовалось, не ожидал такого вопроса и думал, как ответить. Потом сказал, как бы извиняясь:
Есть такое. Нынешние времена, они ведь, сами понимаете...
Искал подходящие слова, но не нашёл и смущённо засмеялся, надеясь, что его действительно понимают.
Потом, наверно, катил на своём велосипеде, тоже, небось, допотопно-раритетном, и улыбался, вспоминая московские вопросы про лилии и ландыши. Куда это, мол, они ушли. Куда-куда... Куда все когда-нибудь уходит и остается только в памяти да на фотографиях».
6 июня 2024 года сердце Александра Тимофеевича Реполовского перестало биться. Его камера навсегда закрыла объектив, но он остался жить в тысяче своих снимках.