Сегодня отмечается Международный день птиц — интернациональный экологический праздник, цель которого – сохранение видового разнообразия и численности птиц. И это профессиональный праздник не только орнитологов или биологов, но и каждого из нас.
Ведь помочь нашим пернатым друзьям можно не только наполняя кормушки и строя скворечники, но и не оставляя раненых или попавших в беду птиц. Как, например, поступил Павел Курлов, наткнувшись во время рыбалки на огромную раненую птицу.
«В свободное время я люблю побродить по берегам нашего Оскола с удочкой, особенно в отдаленных, совсем диких местах. В этот день я рыбачил в районе Новоивановки. Идя вдоль берега, увидел на пне огромную птицу, которая меня совсем не испугалась. Я хотел сделать снимок, подошёл поближе и увидел, что у птицы перебита лапа. Улететь или убежать от меня у неё просто не было сил, скорее всего, она так сидела уже несколько дней, не имея возможности охотиться».
Как потом оказалось, это был орлан-белохвост. Этот вид занесён в Красную книгу России как редкий. Максимальная длина орлана-белохвоста может достигать 90 сантиметров, а вес — 7 килограммов. Чтобы поднять в воздух такую массу, требуется немалая подъёмная сила. Её создают мощные крылья, размах которых достигает 2,3 метра! И, естественно, поймать, чтобы оказать помощь или куда-то отвезти такую крупную птицу, было проблематично. Павел позвал на помощь своего друга Виталия. Они взяли крепкое покрывало и перчатки для сварки. Как ни странно, орлан сопротивления не оказывал – чувствовал, что ему пришли на помощь и что от этих ребят зависит его дальнейший полёт.
Но поймать птицу было только первым шагом. А вот что делать дальше, как оказать ветеринарную помощь, кто и где это сможет сделать? Павел связался со старшим инспектором отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Управления Экоохотнадзора Сергеем Чагаевым. Первым делом определили птицу на передержку в комфортные условия, накормили, а съедает этот «маленький» пернатый друг в сутки около килограмма мяса и полкилограмма рыбы. Но главная проблема была не столько в корме, сколько в медпомощи. Жена Павла стала искать в интернете возможные клиники, заповедники или что-то подобное. И нашла сайт реабилитационного центра для птиц «Воронье гнездо». Сюда попадают больные и раненые, дикие и домашние пернатые. Здесь стараются помочь каждому и дать второй шанс на жизнь в дикой природе. Те же, кто потерял надежду на свободу из-за полученных травм, остаются в реабилитационном центре на долгие годы. Причем, помощь оказывается высококвалифицированная, с использованием новейших технологий как диагностики, так и лечения, и она – бесплатная.
Созвонившись с центром, Павел описал ситуацию, видимые травмы у птицы (а это был открытый перелом). Сотрудница центра сказала, что они готовы попробовать помочь орлану, только его нужно к ним доставить, а центр этот находится в Москве. А у доброго и хорошего человека всегда много друзей. Один вызвался довезти пернатого пациента до Москвы, другой – встретить его там и доставить непосредственно в реабилитационный центр. Соорудили для орлана специальную просторную коробку с вентиляцией и подстилками, и дорогу он перенёс тихо и спокойно.
В клинике сделали рентген, взяли анализ крови. Перелом оказался очень сложным, кости разбились на осколки, и врачи собирали их долго и скрупулезно. Был велик риск инфицирования, как оказалось, птица действительно просидела раненая несколько дней, и вряд ли бы выжила, если бы Павел не любил рыбалку и не имел добрую душу.
Орлану сделали операцию, сотворили практически чудо, сохранив ему лапу, но, к сожалению, она будет короче другой, а это значит, что жить в дикой природе птица не сможет. Как поясняют в самом центре:
«Любая потеря конечности для птицы – серьезная проблема. И мы говорим не про жизнь в природе, где подобная травма – это практически гарантированная смерть. Даже при жизни в неволе отсутствие крыла постепенно приводит к искривлению позвоночника и суставов, деформации внутренних органов. Именно поэтому мы всегда стараемся сохранить конечность, даже, если уверены, что летать птица не сможет. Неправильно сросшееся, например, крыло всё равно будет помогать адекватному распределению нагрузки на организм и держать равновесие, может быть, даже позволит птице перепархивать. К ампутации мы прибегаем только тогда, когда сталкиваемся с несращением кости или хронической травматизацией искривленной конечности в вольере».
А пока что наш орлан находится в центре, восстанавливается. Работа «Вороньего гнезда» продолжается благодаря добровольцам и поддержке неравнодушных людей. Волонтёры принимают птиц на лечение в Москве, а после отправляют в загородные вольеры под Киржачом: кого-то для подготовки к выпуску, а кого-то на постоянное проживание. Сейчас на загородной территории центра живут около 250 птиц – врановых, певчих, водоплавающих, дневных и ночных хищников.
В какую же беду попал наш пернатый друг? И кто это: самка или самец? Сколько ему лет?
Как говорит сам Павел – машина сбить его не могла, слишком в глухом лесу и далеко от трассы он его нашел, а вот, как вариант, столкновение с БПЛА возможно. Особь большая, и могла пойти на таран, защищая свою территорию. Орлану около 5-7 лет, и, скорее всего, это самка.
Мы часто теряемся, сталкиваясь с ранеными животными, чаще птицами – что с ними делать, куда их нести, как помочь. Чаще всего, проходим мимо или в суматохе начинаем «включать мозг», лихорадочно соображать, а надо просто включить ещё и сердце.