Через четыре месяца почти 15 тыс. белгородских девятиклассников предстоит очень ответственное испытание – выпускные экзамены. Итоговая аттестация проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Она включает в себя четыре экзамена. Два являются обязательными – по русскому языку и математике. Ещё два выбирает сам выпускник из числа учебных предметов. Это могут быть физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов она проводится только по обязательным учебным предметам.
В этом году выпускные экзамены в девятых классах ждут большие изменения в содержательном плане. Суть в том, что ОГЭ-2020 будут сдавать школьники, которые с первого класса обучались по новым Федеральным государственным образовательным стандартам, принятым в 2010 году. Другими словами, это дети, которые учились по другой программе, а значит, и экзамены у них должны быть другими.
Проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое. Впрочем, задания старого типа тоже сохранятся, чтобы была преемственность между экзаменами и чтобы результаты ОГЭ можно было сравнивать по годам.
Успешная сдача ОГЭ – это наша общая задача, в решении которой и у семьи, и у школы есть своя зона ответственности. Каждому выпускнику по силам сдать экзамены, потому что все задания составлены на основе школьной программы.
ОГЭ имеет строго установленный порядок проведения и оценивания результатов, в разработке материалов экзамена задействован Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Сегодня этот порядок максимально приближен и соответствует порядку проведения ЕГЭ.
Если говорить о зоне ответственности школы, то она заключается в качестве предоставляемого образования. Набором отдельных разрозненных мероприятий качество не обеспечишь. Для подготовки к ОГЭ в каждой школе должны быть разработаны комплексные меры, учитывающие все аспекты. Как будет называться этот документ – программа, дорожная карта, план мероприятий, определит сама школа. Главное, чтобы документ был умным и конкретным.
Так как проблема подготовки к выпускным экзаменам рассматривается как общеобразовательная задача, к этому процессу должны быть подключены все педагоги с первого по девятый класс. Очень важно, чтобы все учителя прочувствовали тот немалый вклад, который они вносят в общее дело, и свою причастность к успеху ребёнка на экзамене. Подготовка к ОГЭ требует от учителя и ученика полной выкладки, это, конечно, титанический труд.
Будет или не будет девятиклассник, особенно в оставшиеся четыре месяца, относиться к процессу обучения с максимальной ответственностью, зависит прежде всего от настроя родителей. Это уже зона ответственности семьи. И ученики, и родители должны понять одно: результат определяется трудом, сегодня невозможно получить тройку, четвёрку или пятёрку просто так, без усилий по освоению программы.
Времена рассуждений, что тройку всё равно поставят, никуда не денутся, ушли безвозвратно. Для всех должен быть наукой тот факт, что по итогам 2019 года с учётом пересдачи экзаменов в сентябре 143 девятиклассника не получили аттестат об основном общем образовании. В своё время большинство из них считало, что тройка получится сама собой. Оказывается, совсем не так.
Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа. Принципиально важно наличие единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой государственной итоговой аттестации и к готовности выпускников. Задача педагогов и родителей – научить ребенка трудиться, справляться с различными задачами, трудностями. Очень важно создать у каждого выпускника установку: «Ты можешь и должен сдать экзамены».
Есть такое понятие, как «чистый ОГЭ», то есть экзамен без нарушений, в первую очередь без запрещённых предметов – телефонов, смартфонов, письменных заметок, справочных материалов и тому подобное. Каждый факт наличия у участника ОГЭ запрещённого предмета мы вправе рассматривать как удар по тому портрету выпускника, который задан федеральным государственным образовательным стандартом и который на протяжении девяти лет старались сформировать: это выпускник, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством.
В ситуации по девятым классам многократно возрастает ответственность муниципалитета. Нужен объективный анализ положения дел в разрезе абсолютно каждого девятиклассника и набор конкретных действий в случае наличия проблем.
Школа и учитель должны вдохновить каждого выпускника своей неутомимостью и применением многочисленного ряда форм и методов работы по подготовке к ГИА. Это – информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ, содержании КИМ, заполнении бланков и так далее. Также организация подготовки учащихся к ОГЭ на уроках через включение соответствующих заданий, проведение контрольных работ в формате ОГЭ, через внеурочную деятельность, дополнительное образование, работу консультационных площадок. Должны быть организованы пробные экзамены. Педагогам необходимо проводить индивидуальную и групповую работу с учащимися, испытывающими трудности при решении задач ОГЭ, и со способными учениками. Каждый школьник должен знать, какие книги, печатные издания и интернет-сайты можно использовать для самостоятельной подготовки. Педагоги организуют практикумы по заполнению экзаменационных бланков, проводят беседы с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ.
Для успешной подготовки учащихся к сдаче ОГЭ педагог должен правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учеников. Нужно учитывать их индивидуальные особенности и возможности. Учитель обязан организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения по предмету; планировать работу по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ в процессе преподавания предмета. Особое внимание необходимо уделять самостоятельной работе в открытом банке заданий, размещённом на сайте ФИПИ, а также вести мониторинг успешности усвоения изученных тем в течение всего учебного года.
Сегодня имеет место повальное увлечение репетиторством. Родители считают его панацеей от возникающих проблем, что далеко не всегда спасает ситуацию. Только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам. Человеку, кроме всего прочего, необходима ещё и психологическая готовность к ситуации сдачи выпускных экзаменов. Подростки как никогда нуждаются именно в эмоциональной поддержке. Поддерживать ребёнка – значит верить в него. Очень важно научить его взять себя в руки на экзамене. Чем больше выпускник боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок. Чем больше ученик тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ОГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Истина эта кажется банальной. Но составляющие успеха – это, прежде всего, целеустремлённость, упорный труд и вера в себя и в свои силы.
Николай Рухленко,
первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики департамента образования области