На протяжении многих сотен лет православные христиане встречают свой величайший праздник – Воскресение Христово – Пасху в храме Воскресения (Гроба) Господня в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне находится Гроб Господень, где был погребён, а затем воскрес Христос: внутри храма Воскресения ещё один маленький храм (второе название – Кувуклия), как часовня, внутри него и находится Гроб Господень (пещера-усыпальница) с камнем положения. Там Господь являет великое чудо – схождение Благодатного Огня.
Благодатный Огонь Бог посылает православным с первых веков христианства. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов. Господь снизводит Святой Огонь приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи. К этому времени сам храм, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений заполняются народом до десяти тысяч.
Накануне в храме гасят все свечи, лампады, паникадила. На середине ложа (Камня Положения) Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне — еврейской полиции, Кувуклия закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
Пишет один из очевидцев. Утром Великой Субботы, в 9:00 по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трёх часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня.
В половине второго часа раздается колокольный звон в Иерусалимской патриархии, и оттуда начинается крестный ход к храму Воскресения Христова. В храме кроме других, обязательно присутствует и ожидает прихода крёстного хода православная арабская молодёжь. Они сидят на плечах друг у друга, бьют в барабаны, машут одеждой и громко просят Господа и Божью Матерь, чтобы Бог даровал православным Благодатный Огонь.
«Иля дин, иля виль эл Мессиа» («нет веры, кроме веры православной, Христос – истинный Бог») – скандируют они.
В Храм входит крестный ход – иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии (почётнейшее место) идёт Православный Патриарх в сопровождении священнослужителей. Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит её. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию, его разоблачают от риз, и он остаётся в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в Гроб Господень спичек, зажигалку или чего‑нибудь такого.
Затем Православный Патриарх входит внутрь, Кувуклию сразу запечатывают большим куском воска, православные служители ставят на нём свои печати и налагают на дверь красную ленту. В это время в храме выключается свет, и наступает напряжённая тишина — ожидание.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышки Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съёмке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы «Воскресения Господня», и вослед вспыхнула одна из лампад. У кого‑то обуглились фитили свечей, у кого‑то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Сполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей. Одновременно с этим у некоторых стоящих в храме сами загораются свечи. Сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. И вдруг в толпе раздаётся крик восторга и потрясения. «Огонь пылает в Алтаре Православия». Вспышка и пламя – как огромный цветок. А Кувуклия ещё тёмная. Медленно-медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое, как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова. В это же время двери Гроба открываются, и выходит Православный Патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняет непередаваемое и ни с чем несравнимое по своей глубине чувство радости и духовного успокоения. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами. В дальнейшем, специальными авиарейсами Огонь доставляется на Кипр, в Грецию, в нашу страну и по всему миру.
«Бог пошлёт Огонь любому, кто будет молиться у Гроба Господня», — говорят многие пытаясь укорить православных.
Не единожды были и попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня. Самый знаменательный случай произошёл в 1579 году. Армяне подкупили султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично принимать Благодатный Огонь. Православных вместе с Патриархом Софронием IV выгнали из храма. На улице, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако Бог ничего ему не дал. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный Патриарх. Из неё во все стороны брызнули огненные всплески, и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма. В это же время на постройках, прилегающих к храмовой площади, находились турецкие солдаты.
«Единая вера Православная, я — христианин», — воскликнул и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров один из них, увидев происходящее, по имени Омир (Анвар).
Однако юноша не разбился – плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассечённую колонну у дверей храма (ее назвали Торжество Православия).
Трудно перечислить все многочисленные чудеса, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Визуально камера демонстрирует два случая исцеления: у человека с изуродованным гниющим ухом рана, «смазанная» Огнём, прямо на глазах затягивается, и ухо принимает нормальный внешний вид, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям, у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнём).
Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождением Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Село Фощеватово, Священник Николай Хисматов