200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернёров.
Согласно Уставу учебных заведений 1804 года, учителя, помимо обучения, должны были заниматься и воспитанием учащихся, учитывая способности и характер каждого.
В Уставе указывалось: «Учителя занимают у своих учеников место родителей и потому должны их принимать ласково, терпеливо, внимательно, и не должны почитать себя за самовластных судей над детьми». С момента официального утверждения в России института классных наставников, 1871 год, их обязанности включали организаторскую деятельность – поддержание порядка на занятиях, проведение совещаний с учителями, ведение школьной документации, а также наблюдение за развитием учащихся, воспитание уважения к законам и нравственным принципам общества.
До 1917 года в средних учебных заведениях функции классного руководителя в мужских гимназиях выполняли классные наставники, в женских – классные дамы, должность введена Уставом 1871 года, осуществлявшие главным образом надзор за поведением учащихся. С 1918 года воспитательная работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитательные комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодёжи политического сознания. В дальнейшем эта работа продолжала совершенствоваться. В 50-х годах и первой половине 60-х велись поиски новых подходов к воспитанию ребёнка. С 70-х основные обязанности классного руководителя определялись Уставом школы. Положение о классном руководителе с 1971 года продолжило линию на воспитание у учащихся идейной убеждённости, общественного сознания и готовности к активному участию в общественной жизни, к сознательному выбору профессии. А ещё была борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познавательной активности, содействие эстетическому и физическому воспитанию, укрепление здоровья детей.
Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни, и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь. Наивысшие ценности современного мира: Родина и жизнь, природа и общество, свобода, совесть, честь, справедливость, труд. Венчает эту пирамиду ценностей сам человек. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло» – это самая лучшая и искренняя похвала. Профессия учителя всегда была очень почётной и тяжёлой одновременно. Этими замечательными людьми осуществляется связь поколений и времён. Благодаря их творческому и увлекательному труду передаётся эстафета настоящего поколения будущему. Не каждому дано стать хорошим учителем, для этого, я считаю, должен быть дар.
Я благодарен судьбе, что в качестве моего классного руководителя и классного руководителя моего сына Ивана Цымбалистенко она преподнесла прекрасного человека, педагога с большой буквы – Галину Николаевну Щурову. Прошло много лет, но в наших сердцах навсегда осталась память о нашем любимом учителе: чутком, отзывчивом, одновременно строгом и справедливом, который заботился о нас, как о собственных детях.
Галина Николаевна верила в каждого ученика и каждому находила особые слова поощрения. Её уроки давали всем нам представление о вечных ценностях, добре и зле, мире и людях, Родине и народе. Она учила нас жить честно, познавать мир, быть добрыми и рассудительными, мечтала о том, чтобы мы выросли достойными гражданами. Всегда находила с нами общий язык и сумела сплотить нас в единый дружный коллектив. Запомнились классные походы и экскурсии на Стойленский рудник, в Ленинград. В эти моменты классный руководитель открывалась нам с новой стороны – по-родственному заботливой и любящей.
Я уверен, что никто из моих одноклассников не забудет прощальный школьный выпускной. Шли годы… Мои одноклассники разлетелись по нашей необъятной Родине. Вася Лихтин стал инженером, руководил крупным предприятием в нашем районе. Наташа Часовская, Надя Чупакова и Витя Иваненко стали педагогами. Галя Цимбалистенко получила профессию бухгалтера. Люба Фесенко после окончания техникума работала на железной дороге. Наташа Тарановская получила специальность мастер-маслодел молочной промышленности. Таня Ахновская работала воспитателем в детском саду.
Я, Вася Кударенко, Валера Писаревский и Володя Татаринцев выбрали профессию – Родину защищать, после окончания высших военных училищ стали офицерами. Люда Новохатская тоже посвятила свою жизнь военной службе.
Профессия учителя требует от человека вложения сил и способностей без остатка. Это служение, которое не знает каникул и перемен. Труд учителя удивительно сочетает в себе молодость души и мудрость слов. Это каждодневный нелёгкий труд и ежедневный праздник победы знаний. Учитель идёт по дороге познаний всю жизнь, не уставая учить, учиться, делать открытия и удивляться миру. И я несказанно рад, что именно такой педагог, как Галина Николаевна Щурова, – настоящий, мудрый, чуткий, несущий огонёк знаний и радость открытия нового, – встретился мне в мои школьные годы. Мне кажется, что каждый учитель хочет, чтобы его ученики добились больших успехов. Для него это – лучший подарок. Как, например, выпускники 1977 года Ютановской средней школы.
В 1982 году Галина Николаевна Щурова была удостоена звания «Старший учитель», в 1990 году награждена медалью «Ветеран труда», в 1993 году – значком «Отличник народного просвещения». В 2005 году Губернатором Белгородской области ей объявлена Благодарность.
Галина Николаевна, мы не забудем вас никогда. Ведь наши достижения – это ваша заслуга. Спасибо вам за ваше доброе сердце – за всё, за всё спасибо! Крепкого вам здоровья и долгих лет жизни! Мы вас любим!
Преподаватель истории Ютановского агромеханического техникума Иван Цымбалистенко