Об освобождении Волоконовки от фашистов в январе 1943 года рассказывают документы – наградные листы советских воинов, приказы командования тех дней. Недавно опубликованные документы раскрывают новые детали боя. Всероссийский портал «Память народа» даёт нам возможность не только познакомиться с документами, но и увидеть лица героев.
Волоконовка стала местом подвига четырёх Героев Советского Союза. Фамилии трёх из них известны многим: капитан Курячий, лейтенант Григорьев, сержант Курочкин. Подвиг старшего лейтенанта Алексея Парамоновича Воронцова тоже связан с волоконовской землёй.
Накануне молниеносной операции по освобождению Валуек и Волоконовки командир 11 кавалерийской дивизии полковник Михаил Иванович Суржиков требовал от своих бойцов «…исключительной смелости, решительности, организованности и беспощадности к врагу…». Приказ звучит по-суворовски просто: «… смелое и быстрое движение только ВПЕРЁД, имея в виду, что о напряжённости физических сил личного состава и коня мне абсолютно известно точно. «Порыв не терпит перерыва, цель оправдывает средства». Враг должен быть уничтожен, задача должна быть выполнена до конца и точно».
Подготовка к операции была сложной: нужно было маршем скрытно пройти в глубоком тылу противника и с ходу овладеть укреплёнными врагом населёнными пунктами. Атмосферу героического марша передаёт сохранившийся приказ полковника Суржикова:
«… Во время движения на марше уши открыты, башлыки не завязаны, чтобы слышать команды. Винтовки у ездовых должны находиться не за спиной, а наготове, в руках, также ручные гранаты наготове… Обращаю внимание командиров полков на жесткое управление своими частями, а командиров эскадронов – на жёсткое управление сигналами и командами своими эскадронами, командиры всех степеней обязаны непрерывно контролировать выполнение приказа всеми подчиненными. Обращаю внимание всего состава на действия в нашем районе пятой кавалерийской дивизии, укомплектованной из белогвардейцев и эмигрантов. Усилить бдительность, все бойцы должны иметь при себе красноармейские книжки, а также знать пропуск. Перед маршем и на самом марше проводить меры против обморожения. Все населённые пункты, через которые проходят части, тщательно осматривать и принимать все необходимые меры для ликвидации оставшихся в них мелких групп противника. Во всех случаях совершения маршей иметь проводников из числа проверенных местных жителей, но, не разглашая маршрута преждевременно…»
И об этом тоже говорят документы. Наградной лист Героя Советского Союза Константина Николаевича Курячего: «… В боях за железнодорожную станцию и районный центр Волоконовку, действуя со вторым эскадроном, являясь там представителем штаба, отрезал пути отхода противнику на Волоконовско-Харьковском шоссе и умелым артиллерийским огневым налётом беспощадно уничтожал противника. Гвардии капитан товарищ Курячий, рискуя своей жизнью, всегда появлялся в самых трудных и опасных местах, воодушевляя своим примером бойцов и командиров…»
Наградной лист Героя Советского Союза Тимофея Петровича Курочкина: «Гвардии старший сержант товарищ Курочкин, работая помощником командира разведвзвода 1-го эскадрона, с первых дней боевых действий заслуженно считался в эскадроне и полку самым смелым и решительным командиром… Действия Курочкина в боях сопровождались одним желанием и стремлением, не щадя собственной жизни, как можно лучше, точнее и в срок выполнить любой приказ командования. Эскадрон в составе полка имел задачу – с ходу овладеть районным центром Волоконовка. Выполняя боевой приказ, товарищ Курочкин, как разведчик, сделал исключительно большую работу. Рискуя своей жизнью, ведя разведку боем, он непрерывно и точно доносил командиру эскадрона данные о наличии и численном составе противника, давая возможность командиру полка принимать правильное решение. Эскадрон в наступлении. Старший сержант Курочкин возглавляет группу бойцов-автоматчиков, имеющих задачу – очистить улицу Волоконовки от засевших на крышах и в домах вражеских автоматчиков и овладеть ею. Поставленная задача успешно выполняется с большими потерями для противника – было уничтожено до 50 автоматчиков. И когда почти вся улица была очищена, в крайнем доме ожила огневая точка – ручной пулемет, мешающая продвижению эскадрона. Уничтожить эту огневую точку без жертв было невозможно, и старший сержант Курочкин, находясь впереди, бросается под огонь, достигает амбразуры вражеской огневой точки и своим телом закрывает её...»
Наградной лист Героя Советского Союза Ивана Андреевича Григорьева: «Гвардии старший лейтенант Григорьев во главе десантно-танковой бригады вёл непрерывно бои с 17 по 23 января 1943 года за город Валуйки и районный центр Волоконовка… Действуя в танковом десанте при взятии районного центра Волоконовка, группа танков с десантом товарища Григорьева, прорвав оборону противника и деморализовав всю оборону и танковый десант, вышел на северную и северо-восточную окраину Волоконовки…Сам товарищ Григорьев, действуя как командир танкового десанта, проявил дважды геройство – по уничтожению штаба гитлеровцев в городе Валуйки и минного заграждения районного центра Волоконовки…»
Уроженец села Нижний Курмей Абдулинского района Оренбургской области Алексей Парамонович Воронцов с первого дня Великой Отечественной войны ушёл на фронт. Он стал политруком кавалерийского эскадрона. Боевой дух войск важен не менее, чем крепость боевого железа. Главный метод воспитательной работы на войне был прост: «Делай, как я!».
«Выдержанный, авторитетный командир, замечательный товарищ, отличный политрук» – так отзывались о лейтенанте Воронцове в 33-м Гвардейском кавалерийском полку.
Не один раз ходили кавалеристы эскадрона со своим политруком в глубокие тылы врага, путая ему все карты и нанося большие потери. В бою за Волоконовку лейтенант Воронцов был награждён орденом Красного Знамени: «Товарищ Воронцов Алексей Парамонович, участвуя в боях за железнодорожную станцию Волоконовка, командуя эскадроном, умело организовал уничтожение группировки противника, поставленную боевую задачу выполнил своевременно, лично уничтожил расчет противотанкового ружья, обеспечив этим выход танков на рубеж атаки».
...В конце февраля 1943 года на рубеже Ключеводск-Булахи, под Харьковом, кавалерийский полк, в котором служил Воронцов, прикрывал отход наших частей. Враг бросил на полк до 80 танков. Эскадрон Воронцова, который заменил контуженного в бою командира, находился на участке главного удара врага.
Несмотря на ожесточённые атаки превосходящих сил противника, гвардейцы не покинули поля боя, стояли насмерть. Дважды вражеские танки и пехота прорывались за передний край, но героизм наших кавалеристов, огонь артиллерии и гвардейских минометов заставляли их откатываться назад. Алексей Парамонович сам вёл огонь по врагу из всех видов оружия и лично подбил три танка противника. Он погиб как герой на поле боя в рукопашной схватке с врагом. В наградном листе говорится, что Алексей Парамонович Воронцов «видя безвыходное положение и не желая попасть в плен, застрелился».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года гвардии старшему лейтенанту Алексею Парамоновичу Воронцову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В наградном листе Героя указывается и новая деталь подвига в бою за Волоконовку: «Эскадрон… под сильным артиллерийским и минометным огнём противника вынужден был залечь. Товарищ Воронцов, избрав удобный момент, с пистолетом в руках возглавил атаку…»
Краевед, сотрудник Валуйского колледжа Владислав Гацуцын