Local Logo
Новости Волоконовского района Белгородской области
102.58
+0.00$
107.43
+0.00
-4 °С, облачно
Белгород

«Мама и точка!». Оксана Гочакова – о работе в Пятницкой школе-интернате

Вчера, 11:00Письмо в редакциюФото: Ольга Водопьянова

Её тонкая натура врачует души детей уже на протяжении долгого времени.

Своё повествование, конечно, можно начать с красивых благодарственных фраз и тому подобного. Но, согласитесь, не хватит слов для того, чтобы выразить всю свою безграничную любовь к матери.

Этот трогательный праздник – День матери, касается не только биологических родительниц, но и учителей, воспитателей, нянь, которые смогли стать для своих воспитанников вторыми мамами или даже единственными…

Оксана Анатольевна – настоящий пример доброты, мудрости, чуткости. Тонкая натура моей героини врачует души детей уже на протяжении долгого времени: почти 10 лет своей жизни она посвятила Пятницкой школе-интернату.

Родилась она в полной семье, в Волоконовском районе. Начальные классы окончила в Пятницкой средней школе, а старшие – в Пятницкой школе-интернате. В сознательные подростковые годы жила с мыслью и мечтой о том, что хочет стать врачом и помогать людям. Училась в Валуйском медицинском колледже, который окончила с красным дипломом. Работала сначала в инфекционном отделении, а потом – в реанимационном палатной медсестрой. Так сложились жизненные обстоятельства, что впоследствии она пошла работать в Пятницкую школу-интернат. После того, как моя героиня переступила порог этого учебного заведения, можно сказать, что жизнь её разделилась на «до» и «после».

Дети. Лишь одно это слово повлияло на её будущее восприятие мира. Сначала Оксана Гочакова работала в изоляторе, потом воспитателем, а затем психологом и социальным педагогом. Из вышеперечисленного можно понять, какой разносторонней личностью стала героиня моей статьи. При этом, она незамедлительно приняла решение пойти учиться в Воронежский экономико-правовой институт. Окончила его, получив диплом педагога-психолога.

Фото: Илга Гондарева
«В этой профессии принимать всё близко к сердцу нельзя, но я принимала и до сих пор принимаю всё очень близко к сердцу», говорит она с грустью в глазах…

С родными ей очень повезло. Муж и сын всегда поддерживают Оксану Анатольевну при возникающих трудностях и невзгодах. С годами к ней всё чаще приходит понимание того, что всё, что ни делается, – всё к лучшему. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и ребята-сироты – именно они проживали в школе-интернате.

«Глядя в глаза маленького по годам, но уже такого ментально взрослого человека, чувствуешь и принимаешь его судьбу близко к сердцу. Любому ребенку, старшему или младшему, нужны тепло, ласка и забота. Маму заменить невозможно, но я старалась и пыталась всеми силами дать этим детям хоть крупиночку счастья, поэтому ко мне тянулись», – вспоминает Оксана Анатольевна.

Все воспитанники разные, соответственно, и подход должен быть индивидуальным. Кто-то понимает тебя, а кто-то воспринимает в штыки. Моя героиня поделилась сложными историями своих воспитанников.

«Был в моей практике такой случай. Мама детей страдала от алкогольной зависимости. В доме не было отопления, и Роме и его младшему брату пришлось рано повзрослеть. Они жили в сыром, холодном коровнике несколько месяцев. Подкармливали их охранники, а доярки поили молоком. Рома пришёл ко мне, когда был во втором классе. Психика мальчика была сильно нарушена…
Две сестры очень хотели увидеть свою маму, находившуюся на заработках в Москве. Мы ей звонили, и она обещала приехать. Ждём. Ждём. И 25 мая приезжает мама. Вершина счастья! Мамочка! Мамуля же приехала! А приехала она из Москвы на скутере! Представляете? И , наконец, долгожданная встреча состоялась.
Дети-сироты между собой – одно целое. Они, словно родные братья и сёстры. Но всё равно им хотелось домой. Ведь у многих, кто вырос в интернате, один принцип: «Мама – это святое, какой бы она ни была. Родная мать – для ребёнка это всё».

Оксана Гочакова воспитывала детей 4-7 классов. У каждого из них были свои психологические барьеры и трудности. Например, кто-то мог переодеваться только в шкафу. Это говорит о том, что душа ребёнка закрыта, о том, что кто-то ранил внутренний мир юного человека. Уходить оттуда ей не хотелось.

«Я понимала, что это моё!  Мне было легко с детьми. Сложность состояла лишь в том, что все они разнохарактерные. И возможности обратиться за помощью ни к маме, ни к папе ребёнка у меня не было. В интернате ты играешь роль и папы, и мамы, и бабушки, и дедушки.
Делала уроки с каждым, проводила утреннюю зарядку, гуляла, посещала кружки.  Всё необходимое у них было (игрушки, одежда, канцелярия), не хватало лишь одного, но самого главного – полноценной семьи...», – рассказывает она.

Если дети не возвращались после проведенных выходных с родными родителями, то Оксана Анатольевна с водителем ехала к ним и забирала в интернат, с болью в сердце глядя на те ужасные условия, в которых они вынуждены были жить.

«А бывало, на выходные забирала ребят к себе домой. Они радостно на это реагировали, погружаясь в абсолютно новую, непривычную для них, атмосферу: вместе готовили еду, занимались делами во дворе, болтали, смотрели телевизор», – улыбаясь, вспоминает Оксана Гочакова.

Конечно, она изучала жизненные ситуации и личные дела каждого. Чтобы завоевать доверие со стороны воспитанников, нужно время, собственный пример и ответственность за свои слова и поступки. Дети быстро чувствуют, где правда, а где ложь. Даже с вокзалов привозили ребят, находившихся в вагонах поездов. Когда дети подрастали, то в школе-интернате им было уже комфортнее и интереснее, некоторые даже не хотели уезжать на выходные домой. Тяжело было узнавать, что у ребенка на душе. Дети могли поранить друг друга или сбежать. Как на пороховой бочке чувствовала себя моя героиня. Новые приехавшие дети не понимали, почему их привезли сюда. У мамы одной девочки было тяжёлое инфекционное  заболевание, и её отправили в интернат. А она в силу своего возраста не осознавала, почему её сюда привезли, и постоянно пыталась сбежать обратно. Но, согласитесь, ребёнок ведь не знает, что такое опасная болезнь. Для него существует  только мама, остальное не интересует.

«Ребёнок – зеркало взрослого. Нужно отдавать ему, как можно больше тепла, говорить о будущем, о профессии. В интернате дети мечтали о том, что всё будет хорошо. С взрослых, мудрых и опытных наставников они брали пример», – рассказывает Оксана Анатольевна.

Со многими воспитанниками она переписывается и по сей день держит с ними связь.

«Однажды на курсах в БелГУ я увидела Любу, мою воспитанницу. Такая спонтанная встреча. И как же мы плакали с ней!» – вспоминает Оксана Анатольевна.

У кого-то уже свои дети, семьи, достижения и успехи. Они и сейчас делятся победами и поражениями со своей наставницей. А значит, то, что она в них вложила, отдавая частичку своей души, не прошло зря.

Хобби у Оксаны Анатольевны Гочаковой нет, она живёт работой. Самое главное в её профессии – это слова от души. 24/7 – мысли, только о детях. Это и есть полная отдача себя работе и ученикам. Хотя это даже не работа. Для неё это – жизнь.

Когда интернат закрывали, всем было тяжело расставаться. Дети быстро привязываются, как и взрослые. За судьбой каждого воспитанника она следит до сих пор, потому что все они для неё – родные.

После закрытия интерната Оксана Анатольевна работает социальным педагогом в Пятницкой средней школе. Уже второй раз она является классным руководителем. В настоящий момент в школе учатся дети-сироты, несколько человек находятся под опекой.

Думаю, для грусти поводов достаточно. Теперь хочется вспомнить один веселый эпизод из её педагогической практики.

«У нас с детьми есть замечательная традиция – отмечать каждому день рождения, дарить друг другу символические подарки. И вот однажды, на свой праздник я пришла в класс, а меня никто не встречает. Раздаётся звонок, и мой коллега мне заявляет: «Ваш класс уроки не выучил! Срочно ко мне!» Расстроенная, я шла к нему в кабинет. Открываю дверь, а мне навстречу мои ученики – с шарами, цветами, улыбками и объятиями! Вот такой сюрприз устроили», – улыбаясь, делится эмоциями Оксана Гочакова.

Если цветок посадить в благоприятную почву, то и он будет радовать тебя. Именно так считает моя героиня.

Помимо всего этого, Оксана Анатольевна – секретарь участковой избирательной комиссии. Это для неё, словно глоток новой жизни и свежего воздуха, смена обстановки. Также она – председатель ТОСа и член совета общественности при администрации поселка Пятницкое.

Оксана Гочакова рада тому, что её судьба складывается именно так. Когда она говорит о своей профессиональной деятельности, у неё горят глаза и на лице сияет улыбка. Врачом она не стала, но стала доктором души. А внутренние и глубокие шрамы залечить намного труднее, чем физические боли.

Дорогие читатели, если вы причастны к такому нелёгкому труду, как воспитание детей, пожалуйста, примите наши искренние поздравления с Днём матери. Уверена, что ваши воспитанники никогда не забудут стен родного им места. Вы вырастили не одно поколение ребят, а дальше – только больше. Знаю точно, что вы останетесь в их памяти навсегда.

Когда-то маленькие ребята, а сейчас уже взрослые и состоявшиеся люди, оставили в социальной сети свои комментарии, которые я хочу представить вашему вниманию. В группе Пятницкой школы-интерната под фотографиями прошлых лет нашла следующие высказывания от бывших воспитанников: «Как хочется ещё разок посмотреть и вспомнить детство», «Родные до боли места», «Да, прошло много лет, а сердце щиплет», «Хоть школу и закрыли, но сердца наши остались там!». Правда, трогает до слёз!

Завершая свою статью, – местами тяжёлую, местами грустную, где-то радостную, а для кого-то ностальгическую, – хочется обобщить написанное. Мама нужна всем! Точка.

 Юнкор Полина Касьяненко

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:21
Вячеслав Гладков распорядился создавать хосписы для взрослых в Белгородской области
Материал
ОбществоСегодня, 09:46
Вячеслав Гладков сообщил об отправке двух партий гуманитарного груза в ЛНР и ДНР
Материал
Общество21 ноября , 10:03
Вячеслав Гладков сообщил о передаче более 9 тыс. огнетушителей в приграничные муниципалитеты региона