2 июля 1942 года германские фашисты оккупировали Волоконовку. Многое довелось пережить детям наравне со взрослыми в те томительные дни оккупации. Было и голодно, и холодно, и боязно, что какой-нибудь озверевший немец просто по своей прихоти пристрелит любого жителя, невзирая на возраст. Но больше всего ребятня тосковала по школе. Вот как вспоминала об этом времени Надежда Александровна Бугаёва, в то время 15-летняя Наденька Есаулова.
«Нельзя сказать, что нас, учеников Волоконовской средней школы, война застала врасплох. Учителя не только информировали нас о военных действиях, которые велись Красной Армией ещё до нападения фашистской Германии на Советский Союз, но и постепенно готовили к возможному противостоянию врагу. Большое внимание уделялось физическому воспитанию и санитарной подготовке. Лучшие награждались значками ГТО (Готов к труду и обороне) и ГСО (Готов к санитарной обороне)».
Мирная школьная жизнь в одночасье закончилась 22 июня 1941 года. И 15-16-летние подростки во внеурочное время наравне со взрослыми помогали в колхозе убирать урожай овощей и свеклы, рыть окопы и траншеи, выступали с номерами художественной самодеятельности в госпиталях. Когда учебные занятия прерывались сиреной воздушной тревоги, все спасались в бомбоубежищах. В школьную программу, помимо привычных общеобразовательных предметов, в экстренном порядке были введены такие учебные дисциплины, как телефония, санитария, даже тракторное дело. На большой перемене ежедневно во время политинформации учителя знакомили школьников с положением на фронте. Страшно было узнавать об оставлении Красной Армией одной за другой наших территорий. И чем ближе фронт приближался к Волоконовке, тем тревожнее становилось: а вдруг и к нам нагрянут фашисты…
Когда бои шли уже на подходе к Волоконовке, властями было принято решение взорвать маслобойный завод. Предварительно были открыты баки с растительным маслом, чтобы продукт не достался врагу, а жители смогли им воспользоваться. Уже после победы на месте взорванного маслобойного завода было построено административное здание ремонтно-механического завода.
Учёба в школе для ребят была прервана на долгих семь месяцев. Но общаться они не прекращали, встречались, обменивались новостями, наблюдали за наглым поведением немцев, по-хозяйски распоряжавшихся добром жителей Волоконовки. Ребятне они грозили, направив в их сторону автоматы.
И с какой тоской вспоминались в эти трудные дни вражеской оккупации уютные школьные помещения! Кабинет биологии с аквариумами, в которых плавали экзотические рыбки, с живым уголком, где обитали кролики, хомячки и даже черепахи. Вспоминалось, с каким удовольствием ребята сами ухаживали за этими питомцами. Кабинеты физики и химии с застеклёнными стеллажами, на которых хранились приборы для опытов и практических занятий. Ухоженный когда-то школьный двор с клумбами и спортивными площадками.
И наконец, 21 января 1943 года солнечным и морозным днём конный отряд кавалеристов в белых маскхалатах со звездочками на шапках, продвигающийся по улицам посёлка, стал вестником освобождения Волоконовки. Именно в этот день Волоконовка была освобождена от фашистов.
Ещё вовсю гремела война, но уже все понимали: победа будет за нами! Возобновилась школьная жизнь не только с общеобразовательными, но и с очень востребованными военными предметами, среди которых особое место занимала строевая подготовка. Маршируя, старшеклассники вдохновенно пели «Вставай, страна огромная!» Девушки-старшеклассницы, среди которых была и Надя, совмещали школьные занятия с круглосуточным дежурством в госпитале по уходу за ранеными.
В марте 1943 года секретарь райкома комсомола Анатолий Андреевич Чунихин вручил Наде Есауловой и её одноклассницам билеты членов Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
По призыву комсомола Надежда Есаулова, Вера Яровая, Елена Водопьянова, принимали участие в строительстве железной дороги «Старый Оскол – Ржава». Историческое значение этой дороги для нашей победы на Курской дуге трудно переоценить.
А потом, уже в 1944 году, были выпускные школьные экзамены, получение документа об образовании и вручение путёвки райкома комсомола на учёбу по подготовке воспитателей детских садов в г. Курск. О том, чтобы отказаться, у Надежды даже мысли не возникало: направление комсомола не могло подвергаться сомнению.Так, Надежда Александровна Бугаёва (Есаулова) приобрела профессию воспитателя, которую любила, которой гордилась и которой посвятила всю свою трудовую жизнь.
Елена Бугаева