Филиал Областного государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» начал свою работу в сентябре. Наш корреспондент узнала у руководителя структурного подразделения психолого-педагогической помощи Елены Богочановой о работе центра и возможности обращения за профессиональной помощью.
— Чем занимается служба психолого-педагогического сопровождения?
— Когда во всём мире стала развиваться практическая психология, она пришла и в нашу систему образования. С 80-х годов XX века в школах появились педагоги-психологи, а коррекционной педагогикой в детсадах и школах стали заниматься учителя-логопеды и дефектологи. Добавлю, что задачи психолого-педагогической службы прописаны в Федеральном законе «Об образовании»: это психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в усвоении общеобразовательных программ. Она нужна не только малышу, пришедшему в детсад, или первокласснику, переступившему порог школы, но и подростку-бунтарю или будущему выпускнику, который пока не определился с выбором профессии. Есть ситуации, когда помощь специалистов необходима также родителям и педагогам, которые занимаются обучением и воспитанием ребёнка.
В центрах психолого-медико-социального сопровождения помощь оказывают бесплатно, что закреплено в федеральном законе «Об образовании». Сюда может обратиться любой родитель и ребёнок, а не только та семья, которая имеет определённые финансы для получения этой помощи.
— Елена Владимировна, какую помощь можно получить в Центре психолого-педагогического сопровождения?
— Центр оказывает логопедическую, психолого-педагогическую и дефектологическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, детям, столкнувшимся с трудными жизненными ситуациями, занимается коррекцией поведения (неуверенное, агрессивное, конфликтное, зависимое поведение и т. д.), коррекцией эмоциональных состояний (страхи, тревожность, депрессии, суицидальные мысли, последствия моббинга и буллинга, последствия потери близких людей, разводов и т. д.). Работа ведётся и с родителями в рамках консультирования и коррекции. Это может быть коррекция стиля воспитания, детско-родительских отношений и других значимых для семьи проблем.
Поддержка ребёнка не может быть без оказания помощи родителю, законному представителю и в том числе педагогическому работнику. Нельзя работать только с ребёнком. Мы можем в кабинете создать для него идеальные условия, отработать определённые навыки, но если эта модель не будет перенесена на улицу, в школу, в класс, в семью, то результат этой работы будет нулевым.
— Как обратиться в Центр за помощью?
— Родители (законные представители) могут прийти лично, а могут записаться на приём по номеру телефона: 8–951–764–01–86. Центр психолого-педагогической помощи находится по адресу: п. Волоконовка, ул. Пионерская, д. 20 (МБОУ «Волоконовская СОШ № 1»). Время работы: с 8:00 до 20:00. Запись на приём осуществляется до 16:00. Приходить по записи необходимо обязательно к назначенному времени. Работа с ребёнком осуществляется на основании заключаемого с Центром договора, поэтому при себе надо иметь документы, подтверждающие личность обратившегося и его ребёнка: паспорт, свидетельство о рождении или паспорт ребёнка, достигшего 14 лет.
— Может ли ребёнок самостоятельно обратиться в Центр?
— По федеральному закону «Об образовании» ребёнок старше 15 лет может самостоятельно прийти в Центр или записаться на приём к специалисту. Дети до 15 лет сами обратиться не могут, их примут только по заявлению родителя или законного представителя. Если же ребёнок младше 15 лет, например, позвонил в Центр, ему обязательно дадут телефонную консультацию, а также попросят обратиться за поддержкой к родителям или другим значимым взрослым, если ребёнок это посчитает нужным.
— Елена Владимировна, в школах также существует психологическая служба. Каким образом будет осуществляться взаимодействие?
— Со школами взаимодействие осуществляется на договорной основе, не во всех образовательных организациях есть психолог, логопед и дефектолог. Дефицит кадров остаётся проблемной точкой не только в посёлках, но и в городах. Но и те школы, которые имеют в своём штате данных специалистов, могут обратиться за методической помощью, консультациями, просветительской и профилактической помощью. Центр сотрудничает с управлением образования Волоконовского района, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, Следственным комитетом и другими структурами, нуждающимися в методическом, экспертном и психолого-педагогическом сопровождении.
— Елена Владимировна, за время существования структурного подразделения были обращения за помощью?
С момента открытия в Центр обратилось 33 человека, проведено уже более 43 консультаций, с 12 детьми ведутся коррекционные занятия. Из‑за сложившейся эпидемиологической ситуации нам не удалось представить себя общественности, поэтому презентация в средствах массовой информации будет для нашего Центра выходом на большую аудиторию.