История древней Руси рисует образ женщины как домовитой и трудолюбивой берегини домашнего очага, чаще всего сидящей за прялкой или ткацким станком. В эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, одними из главных занятий представительниц прекрасного пола были прядение, ткачество и шитьё.
Технический прогресс значительно облегчил жизнь современной женщины, перенеся большинство домашних хлопот на «умную» бытовую технику. А такие неотъемлемые предметы хозяйства каждой крестьянской избы, как прялка или ткацкий станок, уже давно стали редчайшим артефактом, увидеть который можно разве что в музее.
Не менее редки и сами мастерицы, которым интересно освоить рукоделие наших предков. Галина Кравченко из хутора Бочанка Тишанской территории как раз из таких. Она вот-вот закончит изготавливать второй домотканый половик на раритетном механизме, создание которого можно смело отнести к 18 веку.
Раньше такие коврики были практически в каждом доме. Для их изготовления шли поношенные вещи. Таким образом, бережливые хозяйки давали вторую жизнь предметам гардероба и облагораживали жилище.
«Это был пододеяльник, это детские ползунки, это платье в горошек. Это всё старая одежда, это вот юбки были. Я подумала, зачем мне всё это нужно, и порезала на лоскуты» – рассказала Галина Ивановна, перебирая заготовленные клубки из отрезков ткани.
Желание освоить старинное занятие вполне объяснимо для Галины Ивановны. Все женщины в её семье, начиная от бабушки и мамы, умели вышивать, вязать, шить и прясть, одним словом, создавать красоту и уют в доме своими руками. Поэтому любовь к ручной работе зародилась в ней ещё в раннем детстве.
«Я больше двадцати лет кормила детей завтраками и обедами сначала в детском саду в Тишанке, затем в школе. Сейчас работать не позволяет здоровье, вот и стараюсь находить своим рукам применение. 30 лет назад, когда я сюда только переехала, в каждом доме был такой станок, а теперь днём с огнём не сыщешь. У кого ни спрашивала – все выбросили за ненадобностью. А мне уж больно захотелось научиться ткать вот такие половики. Вместе с моей соседкой Верой Шестаковой нам удалось найти этот станок у одной из старожилов села – Зинаиды Трофимовны Решетняк из хутора Верный. Он у неё очень аккуратно хранился долгие годы. Сбереглись абсолютно все детали, не пришлось даже ничего искать дополнительно или доделывать, просто соединили всё, как конструктор» – поделилась Галина Ивановна.
Но сборка, как выяснилось, оказалась только половиной дела. Станок сохранился, а вот те, кто мог бы передать знания, как им пользоваться, – нет. Замысловатая конструкция со стороны напоминает сложный музыкальный инструмент с множеством струн (нитей).
180 нитей являются основой. Они поступают с навоя – большого валика, расположенного позади станка. Каждая нить продета между зубьями гребня – берда и через петельку – глазок, привязанную к планкам рамки – ремизки. (К слову сказать, все петельки на ремизках тоже сохранились на станке в идеальном состоянии). Когда одна ремизка вместе с привязанными к ней нитями поднимается, другая – опускается. Между нитями основы образуется пространство – зев. В него и проходит нить утка – в данном случае полоска из нарезанной старой одежды. Она прокладывается при помощи челнока – коробочки с заостренными по бокам концами, внутри которой шпуля с нитью.
«Самым сложным было правильно заправить все нити. Помню, до полуночи с петельками разбиралась, потом спать пошла. А в четыре утра уже молоко по деревне собирают. Корову подоила – и опять за станок. Вначале думала, что ничего не получится. Но муж поддержал. Ты, говорит, ещё не попробовала, а уже руки опускаешь. Так, потихоньку, методом логики и интуиции разобралась в этой, на первый взгляд, непонятной паутине».
Небольшую доработку станку всё‑таки сделать пришлось. Раньше в избах пол был земляной, и станок для большей устойчивости вкапывался прямо в землю. На современном линолеуме при очередном резком движении притягивания к себе берда, станок стал просто «сплывать» в сторону. Тогда пришлось прибегнуть к небольшой хитрости и положить грузы на нижние перекладины.
«Первая пробная дорожка вышла длиной 11 метров. Вторая не знаю, сколько получится, но работа над ней идёт уже значительно быстрее. Больше всего времени, конечно, нарезка тряпок занимает. Дорожки детям подарю, у меня две дочери и сын, может найдут им применение».
По признанию Галины Ивановны, работать за станком она может очень долго. Эта работа затягивает и успокаивает.
«Всё это, конечно, пока зима. А скоро рассада пойдёт, огород, приусадебный участок и хозяйство займут всё свободное время. Да и станок я обещала хозяйке вернуть» – признаётся она.
Вот так, пусть и на время, в женских руках оживает история.